Сибирские огни, 1960, № 1
Горький, прекрасно воссоздавший в своих статьях обаятельный, гармоничт ный облик Чехова, писателя и человека, подметил чеховское стремление к просто те и естественности во всем — в жизни И в искусстве: «Он любил все простое, настоящее, искреннее...» Проблема прекрасного у Чехова, так же, как и у других писателей, была не разрывно связана с проблемой положи тельного героя. В понимании ее Чехов прошел сложную и длительную эволю цию. Сначала облик положительного героя понимался им в узком морально-этиче ском плане, ограничивающемся бытовы ми и частно-семейными отношениями лю дей (начало 80-х годов). Затем на первый план стали выступать мотивы обществен ные, гражданские и патриотические. Ме рилом положительного и прекрасного в человеке для Чехова в конце 80-х и 90-е годы становится служение науке и ро дине. Позднее эти качества чеховского положительного героя дополнились но выми: чувством глубокой неудовлетво ренности и даже ненависти к затхлой ме щанской жизни, резким протестом про- тив произвола и насилия над человече ской личностью, поисками общественно полезной деятельности, предчувствием новой жизни и порывами к ней, уходом героев в новую жизнь, полную труда и борьбы за грядущее счастье людей (ко нец 90-х и начало 900-х годов). Так кратко можно было бы наметить решение проблемы положительного ге роя у Чехова. Первоначальная слабость чеховского положительного героя заключалась не только в том, что он решительно не вы ступал против социального зла, но и в том, что благодаря своей деликатности, уступчивости и мягкости он не мог про тивопоставить себя враждебным силам. Любой пошляк, эгоист, приобретатель или наглец легко могли подчинить себе вежливого и деликатного труженика. Пот этому положительный герой Чехова поч ти всегда оказывался лицом страдаю щие. И сама его порядочность увеличи вала эти страдания. Робкая гувернантка позволяет обсчи тывать и обижать себя («Размазня»), Честная Машенька Павелецкая сносит унизительный обыск в своей комнате и лишь молчаливо уходит из дома («Пере полох»). Врач Кириллов не может ус тоять перед вежливым натиском аристок рата Абогина («Враги»). Центральное место в решении положи тельного героя у Чехова занимает образ Дымова («Попрыгунья»), Уважение к че ловеческой личности, мягкость, вежли вость и уступчивость развиты у Дымова предельно. В условиях современного ему общества эти качества обращаются про тив него же самого. Дымов уступает до рогу даже пошлякам и негодяям. Харак терно, что не его жена «попрыгунья» Ольга Ивановна, а Дымов опускает от стыда глаза и хочет скрыть от посторон них взглядов грязную историю. Дымов всюду прост и откровенен: с го стями и сослуживцами. Всюду он оста ется самим собою, нигде не играет чью-либо роль, как это делает «попры гунья» и ее «знаменитые» друзья. Отношение Дымова к науке свято и самоотверженно. Увлекаясь работой, он забывает, об осторожности: то заражает ся оспой, то допускает порезы пальцев при вскрытии трупов. Чист и благоро ден Дымов в обращении с женщиной. С большой художественной силой Че хов еще раз подтвердил истину о том. что прекрасное и красивое — не одно и то же, что внешне красивое может быть внутренне безобразным, а прекрасное ча сто находит свое наиболее полное выра жение в обыкновенном. Внешне Дымов некрасив, наружность у него, как сообщается в первых строках произведения, самая обыкновенная и ни чем не примечательная. «Казалось, что на нем чужой фрак и что у него приказ чицкая бородка», и потому среди изящ ных людей типа Рябовского, окружаю щих Ольгу Ивановну, «Дымов казался чужим, лишним и маленьким, хотя был высок ростом и широк в плечах» (VIII, 52). Дымов демократичен по происхожде нию, воспитанию и взглядам. В горькую минуту, чтобы выразить свою тоску и печаль, он обращается не к стилизован ному романсу, а к народной песне на сло ва Некрасова: «Укажи мне такую оби тель...». Писатель вместе с тем показал траги ческую гибель прекрасного в условиях пустой и пошлой жизни. Гибель благо родного Дымова показана как неизбеж ность. Он должен был погибнуть (и это произошло), или сделаться пошляком (на что он был не способен), или же порвать с обманом и пошлостью жизни (но это могли сделать чеховские герои лишь позднее — на рубеже двух столетий). Но еще в конце 80-х годов у Чехова с ростом демократического мировоззрения стало проявляться более широкое пред ставление о типе положительного челове ка в жизни. В его качествах, как уже го ворилось, на первый план стали выдви гаться цели научные, польза народная, служение родине. Эти мысли наиболее ярко отразились в небольшой, уже упо минавшейся статье 1888 года, посвящен ной Пржевальскому. «Такие люди... — писал Чехов, — во все века и во всех обществах, помимо ученых и государственных заслуг, име ли еще громадное воспитательное значе ние... Их идейность, благородное често любие, имеющее в основе честь родины и науки... делают их в глазах народа под вижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу» (VII, 476). В таком широком плане рассматривал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2