Сибирские огни, 1960, № 1

Горький, прекрасно воссоздавший в своих статьях обаятельный, гармоничт ный облик Чехова, писателя и человека, подметил чеховское стремление к просто­ те и естественности во всем — в жизни И в искусстве: «Он любил все простое, настоящее, искреннее...» Проблема прекрасного у Чехова, так же, как и у других писателей, была не­ разрывно связана с проблемой положи­ тельного героя. В понимании ее Чехов прошел сложную и длительную эволю­ цию. Сначала облик положительного героя понимался им в узком морально-этиче­ ском плане, ограничивающемся бытовы­ ми и частно-семейными отношениями лю­ дей (начало 80-х годов). Затем на первый план стали выступать мотивы обществен­ ные, гражданские и патриотические. Ме­ рилом положительного и прекрасного в человеке для Чехова в конце 80-х и 90-е годы становится служение науке и ро­ дине. Позднее эти качества чеховского положительного героя дополнились но­ выми: чувством глубокой неудовлетво­ ренности и даже ненависти к затхлой ме­ щанской жизни, резким протестом про- тив произвола и насилия над человече­ ской личностью, поисками общественно­ полезной деятельности, предчувствием новой жизни и порывами к ней, уходом героев в новую жизнь, полную труда и борьбы за грядущее счастье людей (ко­ нец 90-х и начало 900-х годов). Так кратко можно было бы наметить решение проблемы положительного ге­ роя у Чехова. Первоначальная слабость чеховского положительного героя заключалась не только в том, что он решительно не вы­ ступал против социального зла, но и в том, что благодаря своей деликатности, уступчивости и мягкости он не мог про­ тивопоставить себя враждебным силам. Любой пошляк, эгоист, приобретатель или наглец легко могли подчинить себе вежливого и деликатного труженика. Пот этому положительный герой Чехова поч­ ти всегда оказывался лицом страдаю­ щие. И сама его порядочность увеличи­ вала эти страдания. Робкая гувернантка позволяет обсчи­ тывать и обижать себя («Размазня»), Честная Машенька Павелецкая сносит унизительный обыск в своей комнате и лишь молчаливо уходит из дома («Пере­ полох»). Врач Кириллов не может ус­ тоять перед вежливым натиском аристок­ рата Абогина («Враги»). Центральное место в решении положи­ тельного героя у Чехова занимает образ Дымова («Попрыгунья»), Уважение к че­ ловеческой личности, мягкость, вежли­ вость и уступчивость развиты у Дымова предельно. В условиях современного ему общества эти качества обращаются про­ тив него же самого. Дымов уступает до­ рогу даже пошлякам и негодяям. Харак­ терно, что не его жена «попрыгунья» Ольга Ивановна, а Дымов опускает от стыда глаза и хочет скрыть от посторон­ них взглядов грязную историю. Дымов всюду прост и откровенен: с го­ стями и сослуживцами. Всюду он оста­ ется самим собою, нигде не играет чью-либо роль, как это делает «попры­ гунья» и ее «знаменитые» друзья. Отношение Дымова к науке свято и самоотверженно. Увлекаясь работой, он забывает, об осторожности: то заражает­ ся оспой, то допускает порезы пальцев при вскрытии трупов. Чист и благоро ден Дымов в обращении с женщиной. С большой художественной силой Че­ хов еще раз подтвердил истину о том. что прекрасное и красивое — не одно и то же, что внешне красивое может быть внутренне безобразным, а прекрасное ча­ сто находит свое наиболее полное выра­ жение в обыкновенном. Внешне Дымов некрасив, наружность у него, как сообщается в первых строках произведения, самая обыкновенная и ни­ чем не примечательная. «Казалось, что на нем чужой фрак и что у него приказ­ чицкая бородка», и потому среди изящ­ ных людей типа Рябовского, окружаю­ щих Ольгу Ивановну, «Дымов казался чужим, лишним и маленьким, хотя был высок ростом и широк в плечах» (VIII, 52). Дымов демократичен по происхожде­ нию, воспитанию и взглядам. В горькую минуту, чтобы выразить свою тоску и печаль, он обращается не к стилизован­ ному романсу, а к народной песне на сло­ ва Некрасова: «Укажи мне такую оби­ тель...». Писатель вместе с тем показал траги­ ческую гибель прекрасного в условиях пустой и пошлой жизни. Гибель благо­ родного Дымова показана как неизбеж­ ность. Он должен был погибнуть (и это произошло), или сделаться пошляком (на что он был не способен), или же порвать с обманом и пошлостью жизни (но это могли сделать чеховские герои лишь позднее — на рубеже двух столетий). Но еще в конце 80-х годов у Чехова с ростом демократического мировоззрения стало проявляться более широкое пред­ ставление о типе положительного челове­ ка в жизни. В его качествах, как уже го­ ворилось, на первый план стали выдви­ гаться цели научные, польза народная, служение родине. Эти мысли наиболее ярко отразились в небольшой, уже упо­ минавшейся статье 1888 года, посвящен­ ной Пржевальскому. «Такие люди... — писал Чехов, — во все века и во всех обществах, помимо ученых и государственных заслуг, име­ ли еще громадное воспитательное значе­ ние... Их идейность, благородное често­ любие, имеющее в основе честь родины и науки... делают их в глазах народа под­ вижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу» (VII, 476). В таком широком плане рассматривал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2