Сибирские огни, 1960, № 1
ратуры и русского искусства именно за художественную проповедь прогрессив ных гуманных идей, которыми, как живи тельным соком, были пропитаны их про изведения. В творчестве самого Чехова, как уже говорилось, ведущим и опреде ляющим стал гуманистический протест против лжи, насилия и произвола над человеческой личностью в самодержав ной России. Этот протест и эту пропо ведь Чехов намеренно сделал основным стержнем своих произведений. Широко и подробно Чехов осветил проблему взаимоотношения науки и ли тературы (искусства), объявив их союз никами в едином процессе познания че ловеком действительности. Он никогда не противопоставлял естественно-науч ные методы изучения окружающего ми ра образному методу исследования дей ствительности, наоборот, всюду подчер кивал их близость, общность и взаимо обусловленность. Всякая попытка противопоставить ли тературу науке вызывала со стороны Чехова решительный отпор. В этом смы сле особенно показательна его полемика с Сувориным, происшедшая в мае 1889 года по поводу романа французского пи сателя Поля Бурже «Ученик». Выступая против «похода» Бурже на науку и мате риализм, Чехов в споре с Сувориным, разделявшим взгляды Бурже, категори чески заявил, что между подлинным реа листическим искусством и материалисти ческой наукой никогда не было и не мог ло быть вражды. «И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхожде ние, одни и те же цели, одного и того же врага — черта, и воевать им положи тельно не из-за чего. Борьбы за сущест вование у них нет... В Гете рядом с по этом прекрасно уживался естествен ник»,— писал Чехов Суворину (XIV, 368). Также превосходно уживались врач и художник в самом Чехове. Врач постоян но контролировал работу писателя-ху- дожника, а художник не позволял писа- телю-врачу спускаться до натурализма. Чехов рассматривал науку как вер ную постоянную спутницу писателя. В своей автобиографии он позднее говорил: «Знакомство с естественными науками, с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где было воз можно, соображаться с научными дан ными, а где невозможно, — предпочитал не писать вовсе». Чехов также правильно считал, что взаимосвязь и обогащение науки и лите ратуры — процесс не односторонний, а обоюдный. Наука обогащает литературу точными, достоверными знаниями об ок ружающем мире. Но в то же самое вре мя художник, глубоко и добросовестно изучающий действительность и объек тивно отражающий ее, может опередить ученого и в какой-то мере предвосхи тить научное открытие. Художественный анализ жизни, с точки зрения Чехова, вполне может быть приравнен к исследо ванию ученого. Желание сблизить научный и художе ственный методы познания действитель ности и приводило Чехова-реалиста к стремлению показать закономерность, причинность и обусловленность изобра жаемых явлений. В конце своего творче ского пути Чехов сказал: «...в искусстве, как и в жизни, ничего случайного не бы вает» (XX, 288). Эта формула по праву может считаться законом реалистической эстетики. И, пожалуй, ни у кого из писателей два метода познания жизни— научный и художественный — не сближались так, как у Чехова. Примером тому являются его шедевры: «Припадок», «Палата № 6». «Черный монах» и многие другие рассказы. В русской классической литературе давно прекрасное понималось во внераз- рывной связи с простым, ясным и до ступным пониманию широкого круга людей. В пушкинской поэзии с особенной силой был воплощен принцип поэтиче ской ясности и простоты. И в эстетике Чехова прекрасное также связано с понятием простого и ясного. Но простота построения произведения никогда не понималась Чеховым как простоватость, как упрощение сложных жизненных ситуаций. Произведение дол жно полно и точно передавать сложность человеческих отношений. Прекрасное всегда естественно своей изящной простотой и грациозностью. «Когда на какое-нибудь определенное действие человек затрачивает наимень шее количество движений, то это гра ция», — писал Чехов в 1899 году Горь кому (XVIII, 11). Чехов был твердо уверен и своей писательской практикой доказал, что на ибольший художественный эффект до стигается самыми простыми художест венными средствами. Однажды он при шел в восхищение от небольшого детско го сочинения, в котором ученик написал: «Море было большое». Чехов был очень доволен этой фразой, передавшей важ нейший признак увиденного явления. «Посмотрите у Толстого, — говорил Чехов А. Сереброву (Тихонову), — солн це всходит, солнце заходит... птички по ют... А ведь это и есть самое главное — простота». Простота и ясность в произведении воспринимались Чеховым как отчетли вый и хорошо осознанный взгляд писате ля на изображаемый предмет. Отсутст вие их Чехов рассматривал как серьез ный недостаток. «Всегда так было, что чем ближе человек стоит к истине, тем он проще и понятнее», — писал он в своей статье о Пржевальском.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2