Сибирские огни, 1960, № 1
и повести заканчивались вопросом или полувопросом, полуобращением. «Теперь скажите: что еще недоброе может со мной случиться?» — в раз думье говорит в конце печального по вествования о своей жизни слабоволь ный герой рассказа «Шампанское». «На кого он сердился?» — как бы спрашивал Чехов читателя после рассказа о труд ной и изнурительной работе почтальона, обязанного из ночи в ночь ездить с поч той на тряском тарантасе по скверным дорогам. И так же полувопросительно заканчивал произведение: «На людей, на нужду, на осенние ночи?» «Какова-то будет эта жизнь?» — та ким вопросом обрывалась повесть «Степь». «Как освободиться от невыносимых пут лжи, лицемерия?»—спрашивают друг друга герои повести «Дама с собачкой». «Как? Как? — спрашивал он (Гуров — В. С.), хватая себя за голову. — Как?» И ответа не было. Часто, очень часто концовкой своего рассказа Чехов особо подчеркивал, что история жизни героев произведения да леко еще не закончена, она продолжает ся так же, как продолжается и никогда не останавливается сама жизнь. Художественно это выражалось в не законченной фразе, многоточии, которы ми как бы полуобрывалось произведение, или прямым указанием на то, что со старой жизнью покончено, а новая толь ко начинается, но она еще неясна, пол на тайн и неизведанного, страстно желаемого счастья. «И казалось, — писал Чехов в конце повести «Дама с собачкой», — что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было'ясно, что до конца еще да леко-далеко, и что самое сложное и труд ное только начинается» (IX, 372). Таким мотивом заканчивались многие рассказы, повести и драмы Чехова и, в частности, его последний рассказ «Не веста». Жизнь продолжается несмотря ни на что, и потому, рано или поздно, все сложные и мучительные вопросы будут решены. Подобным оптимистическим ут верждением отмечены все выдающиеся произведения Чехова. Эта бодрая и жизнеутверждающая те ма звучала во всем творчестве писателя, что дало право Горькому еще в 1900 го ду, в связи с чеховской повестью «В ов раге», рисовавшей мрачные картины русской жизни, сказать, что «каждый новый рассказ Чехова все усиливает одну глубоко ценную и нужную для нас ноту — ноту бодрости и любви к жизни». Сознательное стремление писателя к постановке жизненных вопросов сказа лось на характере всего его зрелого творчества. С конца 80-х годов Чехова стали интересовать не только сами урод ливые явления жизни, но главным обра зом причины, их порождающие. Новым у зрелого Чехова явилось художествен ное исследование этих причин. Так, известный рассказ «Спать хочет ся» представлял собою и печальное . по вествование о горькой жизни маленькой деревенской няньки и еще в большей степени художественное исследование тех причин, которые привели Варьку к дикому и нелепому преступлению. Непо средственному же описанию страшного поступка Варьки отводилась лишь часть небольшого заключительного абзаца. Стремление прежде всего раскрыть причины уродливых явлений видно в по вестях «Именины» и «Припадок». Ху дожественно и правдиво показывает Че хов сложные обстоятельства, приведшие к гибели самоотверженного и благород ного Дымова («Попрыгунья»), В повести «Палата № 6» писатель, как художннк- диагност, показал душную, страшную жизнь провинциального городка, поро дившую манию преследования у нервно го и чуткого к боли Громова, и историю крушения ложных иллюзий доктора Ра тина. В «Учителе словесности», «Кры жовнике», «Ионыче» Чехов раскрыл процесс опошления, различные ступени падения человека в условиях современ ной ему России. В произведениях «крестьянского цикла»: «Мужики», «В овраге», «Новая дача» Чехов не только с большой художественной силой обрисо вал крайнее обнищание крестьянства, но, как аналитик, проследил причины, породившие невежество, разврат, пьян ство и преступления в русской деревне конца XIX века. Чехов всегда резко отрицательно от зывался о схоластическом проповедни честве, предвзятой и субъективной тен денциозности, искажающей истинное представление о предмете. И в данном случае Чехов не вступал в противоречие с эстетикой революционных демократов, считавших демократическую тенденциоз ность, проповедь прогрессивных идей и приговор над действительностью обяза тельным условием выдающегося произ ведения искусства. Отрицая голую про поведь и неприкрытую тенденциозность, Чехов, по существу, выступал за худо жественную проповедь, образную тенден цию и приговор над жизнью, произнесен ный средствами искусства. Чехов считал обнаженную проповедь несовместимой, как он говорил, с «техникой», то есть спецификой художественной литературы, которая должна говорить сама за себя без особых подсказок и нотаций. Все идеи и мысли автора, с точки зрения Че хова, должны быть реализованы в худо жественном, образном их раскрытии. Авторские же объяснения или дополне ния, как правило, уже не в состоянии из менить объективного звучания произве дения. Известно, что Чехов высоко ценил вы дающихся представителей русской лите
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2