Сибирские огни, 1960, № 1
тенденцию русской реалистической эсте тики, считавшей жизнь, реальную и дей ствительную, человека, простого и обык новенного, главными объектами изобра жения в искусстве. Его мысли прямо перекликаются со словами Салтыкова- Щедрина из статьи о стихотворениях Кольцова: «Зачем искать драм на луне, когда в семействе какого-нибудь Ивана Федотова совершается драма с большим спектаклем». Для Чехова не было в жизни таких «маленьких» явлений, которые, при оп ределенной точке зрения на них, не мог ли бы стать предметом значительного и яркого художественного изображения. Он имел право, по выражению Т. JI. Щепкиной - Куперник, сказать: «Нет ма леньких явлений — есть маленькие пи сатели». На протяжении всего своего творчест ва Чехов утверждал принцип объектив ности в художественной литературе, по нимая его как принцип реализма. Излюб ленное чеховское выражение «будь объ ективен!» значило: «Будь реалистичен и точен в изображении главных и сущест венных сторон явления!» Нет никаких ос1 нований рассматривать выдвинутый Че ховым принцип объективности как бесст растное и равнодушное изображение жиз ни. Особенности чеховского реалистиче ского изображения жизни состояли в том, что Чехов-писатель стремился не мешать читателю своими открытыми ав торскими рассуждениями. Писатель как бы оставался в стороне, а на первый план выступал показ жизни. Отсюда же проистекал важнейший чеховский эстети ческий принцип отражения жизни — принцип предельной сдержанности, под черкнутой холодности автора к описы ваемым событиям и героям. Авторскую сдержанность Чехов счи тал обязательным условием художест венного, правдивого и объективного изо бражения жизни. В письме к Авиловой 19 марта 1892 года он писал: «Вот Вам мой читательский совет: когда изобра жаете горемык и бесталанных и хотите разжалобить читателя, то старайтесь быть холоднее — это дает чужому горю как бы фон, на котором оно вырисуется рельефнее. А то у Вас и герои плачут, и Вы вздыхаете. Да, будьте холодны» (XV, 345). Авилова поняла этот совет как утвер ждение равнодушия писателя к своим ге роям. Чехов категорически отверг такое предположение и разъяснил: «...Вы меня не поняли. Над рассказами можно и пла кать, и стенать, можно страдать заодно со своими героями, но, полагаю, нужно это делать так, чтобы читатель не заме тил. Чем объективнее, тем сильнее выхо дит впечатление. Вот что я хотел ска зать» (XV, 375). О том же чеховском непременном ус ловии — авторской сдержанности при описании симпатичных писателю героев — вспоминает Т. JI. Щепкина-Куперник: Надо, говорил Чехов, чтобы не автор по поводу симпатичной героини восклицал «бедная девочка», а чтобы этот возглас вырывался у самого читателя. «Вообще! — советовал Чехов, — любите своих ге роев, но никогда не говорите об этом вслух!» Выступая за объективное, реалистиче ское изображение жизни, Чехов считал, что в произведениях художественной ли тературы должны прежде всего ставить ся наболевшие и нерешенные вопросы современной жизни. В постановке ост рых нерешенных проблем жизни он видел одну из главных задач литера туры. Писатель, как думал Чехов, должен представлять собою не оракула, беза1 пелляционно отвечающего на все проб лемы современности, а вдумчивого ис следователя, умеющего вместе с читате лем подойти к правильной постановке важных вопросов жизни и ищущего от вета на них. Так смотрели на эту главную задачу подлинного художника и многие выдаю щиеся русские реалисты девятнадцатого века. «Художник для того, чтобы дейст вовать на других,— писал JI. Толстой, — должен быть ищущим, чтобы его про1 изведение было исканием. Если он все! нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках». Чехов был близок именно к такой точ ке зрения. Он даже считал, что бывает такое время и такие Обстоятельства, прй которых от писателя можно и должно требовать лишь правильной постановки важных вопросов, но не всегда возмож но обязать его дать исчерпывающий и категорический ответ. Чехов подчерки вал, что нельзя смешивать два понятия: «решение вопроса и правильная поста новка вопроса. Только второе обязатель но для художника», — указывал он, имея в виду, что решение вопроса хотя и желательно, но не всегда бывает возмож но (XIV, 208) (подчеркнуто А. Чеховым). История литературы представляет множество примеров для доказательства правильности этой мысли. Стоит лишь напомнить, что В. И. Ленин ценил ге ниального Л. Толстого как художника именно за то, что он в своих произведе ниях п о с т а в и л многие великие во просы современности, однако с решением этих вопросов Толстым - моралистом Ле нин, как известно, не соглашался. Чехов справедливо считал, что сама постановка художником сложных, запу танных и нерешенных вопросов жизни служит залогом и преддверием того, что они будут со временем решены. Такой взгляд Чехова отразился на ху дожественных особенностях его произве дений; Не случайно многие его рассказы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2