Сибирские огни, 1960, № 1

тенденцию русской реалистической эсте­ тики, считавшей жизнь, реальную и дей­ ствительную, человека, простого и обык­ новенного, главными объектами изобра­ жения в искусстве. Его мысли прямо перекликаются со словами Салтыкова- Щедрина из статьи о стихотворениях Кольцова: «Зачем искать драм на луне, когда в семействе какого-нибудь Ивана Федотова совершается драма с большим спектаклем». Для Чехова не было в жизни таких «маленьких» явлений, которые, при оп­ ределенной точке зрения на них, не мог­ ли бы стать предметом значительного и яркого художественного изображения. Он имел право, по выражению Т. JI. Щепкиной - Куперник, сказать: «Нет ма­ леньких явлений — есть маленькие пи­ сатели». На протяжении всего своего творчест­ ва Чехов утверждал принцип объектив­ ности в художественной литературе, по­ нимая его как принцип реализма. Излюб­ ленное чеховское выражение «будь объ­ ективен!» значило: «Будь реалистичен и точен в изображении главных и сущест­ венных сторон явления!» Нет никаких ос1 нований рассматривать выдвинутый Че­ ховым принцип объективности как бесст­ растное и равнодушное изображение жиз­ ни. Особенности чеховского реалистиче­ ского изображения жизни состояли в том, что Чехов-писатель стремился не мешать читателю своими открытыми ав­ торскими рассуждениями. Писатель как бы оставался в стороне, а на первый план выступал показ жизни. Отсюда же проистекал важнейший чеховский эстети­ ческий принцип отражения жизни — принцип предельной сдержанности, под­ черкнутой холодности автора к описы­ ваемым событиям и героям. Авторскую сдержанность Чехов счи­ тал обязательным условием художест­ венного, правдивого и объективного изо­ бражения жизни. В письме к Авиловой 19 марта 1892 года он писал: «Вот Вам мой читательский совет: когда изобра­ жаете горемык и бесталанных и хотите разжалобить читателя, то старайтесь быть холоднее — это дает чужому горю как бы фон, на котором оно вырисуется рельефнее. А то у Вас и герои плачут, и Вы вздыхаете. Да, будьте холодны» (XV, 345). Авилова поняла этот совет как утвер­ ждение равнодушия писателя к своим ге­ роям. Чехов категорически отверг такое предположение и разъяснил: «...Вы меня не поняли. Над рассказами можно и пла­ кать, и стенать, можно страдать заодно со своими героями, но, полагаю, нужно это делать так, чтобы читатель не заме­ тил. Чем объективнее, тем сильнее выхо­ дит впечатление. Вот что я хотел ска­ зать» (XV, 375). О том же чеховском непременном ус­ ловии — авторской сдержанности при описании симпатичных писателю героев — вспоминает Т. JI. Щепкина-Куперник: Надо, говорил Чехов, чтобы не автор по поводу симпатичной героини восклицал «бедная девочка», а чтобы этот возглас вырывался у самого читателя. «Вообще! — советовал Чехов, — любите своих ге­ роев, но никогда не говорите об этом вслух!» Выступая за объективное, реалистиче­ ское изображение жизни, Чехов считал, что в произведениях художественной ли­ тературы должны прежде всего ставить­ ся наболевшие и нерешенные вопросы современной жизни. В постановке ост­ рых нерешенных проблем жизни он видел одну из главных задач литера­ туры. Писатель, как думал Чехов, должен представлять собою не оракула, беза1 пелляционно отвечающего на все проб­ лемы современности, а вдумчивого ис­ следователя, умеющего вместе с читате­ лем подойти к правильной постановке важных вопросов жизни и ищущего от­ вета на них. Так смотрели на эту главную задачу подлинного художника и многие выдаю­ щиеся русские реалисты девятнадцатого века. «Художник для того, чтобы дейст­ вовать на других,— писал JI. Толстой, — должен быть ищущим, чтобы его про1 изведение было исканием. Если он все! нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках». Чехов был близок именно к такой точ­ ке зрения. Он даже считал, что бывает такое время и такие Обстоятельства, прй которых от писателя можно и должно требовать лишь правильной постановки важных вопросов, но не всегда возмож­ но обязать его дать исчерпывающий и категорический ответ. Чехов подчерки­ вал, что нельзя смешивать два понятия: «решение вопроса и правильная поста­ новка вопроса. Только второе обязатель­ но для художника», — указывал он, имея в виду, что решение вопроса хотя и желательно, но не всегда бывает возмож­ но (XIV, 208) (подчеркнуто А. Чеховым). История литературы представляет множество примеров для доказательства правильности этой мысли. Стоит лишь напомнить, что В. И. Ленин ценил ге­ ниального Л. Толстого как художника именно за то, что он в своих произведе­ ниях п о с т а в и л многие великие во­ просы современности, однако с решением этих вопросов Толстым - моралистом Ле­ нин, как известно, не соглашался. Чехов справедливо считал, что сама постановка художником сложных, запу­ танных и нерешенных вопросов жизни служит залогом и преддверием того, что они будут со временем решены. Такой взгляд Чехова отразился на ху­ дожественных особенностях его произве­ дений; Не случайно многие его рассказы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2