Сибирские огни, 1960, № 1
Просто хоть караул кричи. Болезнь Ба зарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я зара зился от него. А конец Базарова? А ста рички? Это черт знает как сделано. Про сто гениально» (XVI, 31—32). Это гово рил Чехов, писатель и врач! Широко и подробно Чехов осветил во прос о предмете, достойном художествен ного изображения. Он не ограничивал об ласть интересов и задач литературы изображением только прекрасного, доб родетельного или нравоучительного. Весь мир со всем его многообразием — от бескрайних степных просторов до ти хого кабинета ученого — Чехов считал предметом, заслуживающим внимания писателя. По существу, подобно Чернышевско му, он утверждал, что сфера литерату ры захватывает все общеинтересное в жизни. Но из этого многообразия окру- щающего мира Чехов выделял два реша ющих объекта искусства. «Вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа» (XIV,33). В конце девятнадцатого века, когда в России стали распространяться всевоз можные идеалистические попытки огра ничить область литературы областью прекрасного, такой взгляд писателя был, безусловно, передовым и прогрессивным. Подобный взгляд на литературу Чехов особенно полно выразил во время дру жеской полемики с писательницей Кисе левой по поводу своего рассказа «Тина». В нем Чехов изобразил паразитический и развратный образ жизни владелицы водочного завода Сусанны Ротштейн. Киселевой показалось, что Чехов смако вал картины нравственного падения лю дей и с удовольствием копался в житей ской грязи. С точки же зрения Киселе вой, писатель должен, прежде всего, по казывать не «навозную кучу», а отыски вать в жизни «жемчужное зерно». Отвечая Киселевой, Чехов категориче ски опроверг ее утверждения о том, что назначение литературы состоит будто бы только в описании добродетели и красо ты. Изображение отвратительных и мрачных сторон действительности в ли тературных произведениях Чехов объ яснил не личным желанием или склонно стями писателя, а тем материалом, кото рый дает ему жизнь и обходить который поэтому писатель не имеет права. «Ду мать же, что на обязанности литературы лежит выкапывать из кучи негодяев «зерно», значит отрицать самое литера туру», — писал Чехов. Суживать функции литературы изоб ражением только добродетели, по мне нию Чехова — «так же для нее смер тельно, как если бы Вы заставили Ле витана рисовать дерево, приказав ему не трогать грязной коры и пожелтевшей листвы... Литератор не кондитер, не кос- метик, не увеселитель; он человек обя занный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью; взявшись за? гуж, он не должен говорить, что не дюж, и, как ему ни жутко, он обязан бороть, свою брезгливость, марать свое вообра жение грязью жизни...» Свой взгляд на литературу Чехов сформулировал кратко и исчерпывающе: «Художественная литература потому и- называется художественной, что рисует жизнь такую, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безуслов ная и честная» (XIII, 262— 263). Все это было направлено против тео рий «чистого искусства», против тех,, кто пытался увести читателя от правды жизни в мир выдуманной гармонии и красоты. Главным предметом изображения Че хов считает будничную жизнь и самых простых, самых обыкновенных людей. Эта черта проявилась в начале творчест ва Чехова и осталась определяющей до- конца. Не случайно в основе всех произ ведений Чехова, как правило, лежит сю жет нарочито будничный, взятый из по тока повседневных, часто бытовых отно шений людей, и на его основе или вокруг него решаются все другие, социальные, политические и психологические пробле мы. За будничным, внешне серым тече нием жизни писатель увидел уродливые, страшные черты, превращающие челове ка в жестокого эгоиста, бессердечного приобретателя или в тупое оружие поли- цейско-самодержавного деспотизма. В этом же потоке повседневной жизни Чехов заметил простоту, величие скром ного труженика, способного на самопо жертвование. Здесь же Чехов нашел об разы мечтателей о радостной и светлой жизни грядущих поколений и людей, идущих ей навстречу. На протяжении всего творческого пути Чехов неизменно советовал своим совре- менникам-писателям: обращайтесь к изо бражению обыкновенной жизни, простых людей, стройте свои произведения пре дельно просто и естественно. Об этом он говорит брату Александру: «Пиши о жизни, из самой обыденной жизни, как Иван Иванович женился на Марье Ивановне». Почти то же самое, через много лет, в конце жизни он советует А. И. Куприну: «Надо писать просто: о том, как Петр Семенович женился на Марье Ивановне». Он был против надуманных и "нарочи тых сюжетов и героев. Чехов справедли во считал, что обычная жизнь прекрас нее, а подчас страшнее, чем те добро детельные картины и ужасы, которые пытаются иногда выжать из своей фанта зии писатели. Эта мысль была лакгнич- но зафиксирована в записной книжке писателя: «Зачем Гамлету было хлопо тать о видениях после смерти, когда самое жизнь посещает видения постраш нее» (XII, 200). Чехов продолжал развивать основную:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2