Сибирские огни, 1960, № 1
быть согрето внутренним определенным отношением к нему автора. В свете этого требования, полностью воплощенного писателем в своем твор честве, странно и неубедительно утверж дение некоторых критиков о холодной писательской крови Чехова. Происходи ла явная путаница и непонимание его творческих принципов. Он любил пи сать, как сам выражался, по холодном размышлении, любил, как аналитик и ученый, взвесить все «за» и «против», но холодности, равнодушия к изображен ному у него не было. Чехов был бес пристрастным, но не бесстрастным ху дожником. Его симпатии и антипатии всегда можно определить. Разве из рас сказа «Враги» не становится ясно, что сочувствие и любовь автора находятся на стороне замученного жизнью и рабо той врача Кириллова и явная антипатия к ожиревшему аристократическому кап луну Абогину? В каждом значительном произведении Чехова виден его гуманистический и де мократический взгляд на жизнь, его сердечная оценка описываемого явле ния. Она заметна во всем: выборе темы, построении сюжета, в небольших дета лях, в музыкальном звучании его произ ведения и, главным образом, в протесту ющей идее рассказа. К середине 80-х годов во взглядах и творчестве Чехова все ярче стала прояв ляться идея отрицания насилия, лжи и произвола окружающей жизни, но сна чала еще без отчетливого понимания по литических и социальных причин, по рождающих эти явления в самодержав ной России. В ноябре 1888 года Чехов уже так со общал о предполагаемом направлении своего творчества: «Хочу я в этом сезо не писать рассказы в протестующем то не....» (XIV, 236). * * * Пробудившийся в конце 80-х годов и в 90-е годы интерес Чехова к обществен ной жизни, к поискам цельного мировоз зрения положительно отразился на даль нейшем формировании его литературно эстетических взглядов. Рост прогрессивного демократического мировоззрения у Чехова, его естествен но-научный материалистический взгляд на жизнь привели писателя к сознатель ному утверждению принципов реализма в литературе. Чехов устанавливает свой взгляд на основную проблему эстетики — пробле му отношения искусства к действитель ности, пытается определить задачи ли тературы, обосновывает и отстаивает принцип объективности в художествен ном творчестве, понимая его как прин цип реализма, высказывается о тенден циозности и проповедническом характере литературы, подробно рассматривает во прос о взаимоотношении литературы и науки. У него возникает много других важных мыслей о специфике литератур ного творчества, образного отражения жизни. Основную проблему эстетики Чехов решает в духе традиций русской реали стической эстетики. Он безоговорочно признает приоритет, первенство мате риальной действительности, окружающе го мира над самым реальным и прекрас ным их изображением. Знакомясь с фи лософскими размышлениями древнего материалиста-стоика Марка Аврелия, Чехов сочувственно относится к его вы сказываниям о том, что самое прекрас ное произведение искусства будет всегда бледнее своего оригинала — природы, что ни одно произведение искусства не может превзойти жизнь. Кратко, но четко и определенно писа тель показал свое отношение к этой важ нейшей проблеме в небольшой публи цистической статье 1888 года, посвящен ной памяти выдающегося русского путе шественника Пржевальского. По поводу смерти этого мужественного человека у Чехова вырвался, как он сам выразился, «короткий вопль». «Такие люди, как покойный, — писал Чехов, — во все века и во всех общест вах, помимо ученых и государственных заслуг, имели еще громадное воспита тельное значение. Один Пржевальский или один Стенли стоят десятка учебных заведений и сотни хороших книг». В конце статьи Чехов делал вывод, прямо совпадающий с передовой материалисти ческой эстетикой русских революцион ных демократов: «Если положительные типы, создаваемые литературою, состав ляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой цены» (VII, 477). 1 Но это не мешало Чехову относиться к гениальным созданиям литературы, правдиво и глубоко отображавшим дей ствительность, с такой же непосредствен ностью, как к самой жизни. Впечатления от чтения романов JI. Толстого и Тургенева были настолько сильны и захватывающи, что обычно сдержанный в выражении своих чувств Чехов порою даже как будто забывал, что перед ним вымысел, и начинал отно ситься к литературным героям, как к живым, действительно существовавшим людям. Перечитывая в 1891 году «Вой ну и мир», Чехов взволнованно сообщал в одном из писем: «Если б я был около князя Андрея, то я бы его вылечил. Странно читать, что рана князя, богатого человека, проводившего дни и ночи с доктором, пользовавшегося уходом Ната ши и Сони, издавала трупный запах. Ка кая паршивая была тогда медицина!» С такой же непосредственностью Че хов переживал предсмертные муки База рова: «Что за роскошь «Отцы и дети»1 12 . «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2