Сибирские огни, 1960, № 1
горем парикмахер отказался бесплатно достричь своего клиента-обидчика, а тот из соображений сугубой экономии так и остался, подобно каторжнику, наполови ну остриженным. В таком виде и гулял на свадьбе! Наряду с желательностью шаржа Че хов был предельно придирчив к реали стичности художественных деталей. Ма лейшая погрешность при описании вре мени года, деталей быта, привычек или обычаев отдельных слоев населения, не точность в названии чина, обрисовке костюма или мундира вызывали со сто роны Чехова резкие замечания. И себе подобных небрежностей он не прощал. Особо следует рассмотреть взгляд Че хова на идейное содержание реалистиче ского рассказа в юмористическом жур нале. Здесь он решительно разошелся во взглядах с редактором журнала «Оскол ки» Лейкиным. Идейка a propos, то есть кстати, между прочим, все больше и больше перестала удовлетворять Чехова, в то время как редактор «Осколков» требовал от произ ведений своих сотрудников смеха и раз влекательности во что бы то ни стало. Сам Лейкин уже прочно скатился к бла гонамеренному зубоскальству и прояв лял крайнее недовольство, когда Чехов начал «серьезничать». Он просил Чехова не серьезничать и присылать только ве селые вещицы. На все это Чехов весьма знаменатель но возражал: «Вещичка (не моя, а вооб ще) легенькая, в духе журнала, содер жащая в себе фабулу и подобающий про тест, насколько я успел подметить, чи тается охотно, сиречь, не делает суши... Легкое и маленькое, как бы оно ни было серьезно... не отрицает легкого чтения...» Чехов заметил также, что погоня за чис тым смехачеством самого остроумного юмориста неизбежно может привести к глупости: «...правду сказать, трудно за юмором угоняться! Иной раз погонишься за юмором да такую шутку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в об ласть серьеза лезешь» (XIII, 60) (курсив мой — В. С.). Совершенно очевидно, что столкну лись две противоположные тенденции: одна — бездумно-развлекательная, бла гонамеренная, другая — демократиче ская. «Подобающий протест» был тем новым и важным, что внес Чехов в юмо ристику 80-х годов и что выделило его из ее безликого потока. Чехов категорически отказался спе циализироваться на шутовском смехе, пошлом зубоскальстве. В одном из пи сем 1883 года к брату Александру Че хов подчеркивал отличие своих расска зов от общего направления современной ему юмористики: «Мои рассказы не под лы и, говорят, лучше других по форме и содержанию», — и категорически заяв лял, что готов скорее возиться с самой отвратительной болезнью, «чем брать деньги за подлое, за глумление над пья ным купцом», готов ходить «в сереньком сюртуке», но не марать себе руки подоб ной работой (XIII, 63) (курсив мой — В. С.). К таким выводам пришел Чехов уж на третьем году своей литературной деятельности. К концу первого периода творчества Чехов попытался сформулировать неко торые общие требования, которым дол жна отвечать малая эпическая форма — реалистический рассказ и повесть. Письмо к Александру Чехову от 10 мая 1886 года можно без преувеличения назвать программным, отражающим взгляды Чехова на принципы художест венной типизации. В связи с задуманной братом новой повестью Чехов предупредил его, что она получится художественной при соб людении следующих обязательных усло вий: «1 ) отсутствие продливновенных словоизвержений политико-социально- экономического свойства; 2) объектив ность сплошная; 3) правдивость в опи сании действующих лиц и предметов; 4) сугубая краткость; 5) смелость и ори гинальность; беги от шаблона; 6) сердеч ность» (XIII, 214— 215). Наряду со знакомыми и устойчивыми требованиями к жанру реалистического рассказа (объективность, правдивость и точность, предельная краткость) здесь выступают новые, более развернутые требования. Первое из них—отсутствие в произве дении «продлинновенных словоизверже ний политико-социально-экономическо го свойства» выдвигал Чехов, являвший ся уже автором таких рассказов, как «Хамелеон», «Маска», «Злоумышлен ник», «Унтер Пришибеев» и других, в которых остро были затронуты животре пещущие вопросы политической, со циальной и экономической жизни Рос сии. Следовательно, Чехов выступал не во обще против постановки подобных проб лем, а только против обнаженных не художественных авторских рассуждений на эти темы. Чехов-художник блестяще доказал, что без этого можно обойтись. В знаменитом «Злоумышленнике» пи сатель, избегая каких-либо авторских рассуждений о бедственном положении пореформенного крестьянства, нарисовал незабываемую картину невежества, заби тости и непроходимой нищеты мужика Давыдова, который так беден, что ему даже грузило для удочки купить не на что; в рассказах «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Маска» раскрыл античеловеческую сущность взаимоот ношений различных социальных групп в русском обществе, а в «Унтере Пришибе- еве» и «Хамелеоне» создал великолеп ные типы верных прислужников само державной власти. Во всех этих расска зах Чехов не просто зарисовал картины отрицательных явлений современной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2