Сибирские огни, 1960, № 1
В. Са мо й л о в ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. П. ЧЕХОВА Навсегда ушли в прошлое ошибоч ные суждения о Чехове как «певце су мерек», писателе-пессимисте, безыдей ном художнике, создававшем свои про изведения якобы интуитивно и лишь «стихийно» продолжившем демократиче ские и реалистические традиции русской литературы. Исчез миф о Чехове — «культурном одиночке», стоявшем вне общественных событий русской жизни конца XIX -г— начала XX веков. Лишь в буржуазном зарубежном литературоведе нии порою еще появляются работы, в ко торых Чехов по старинке представляется как писатель без определенного мировоз зрения, как художник, объективистски- бесстрастно взиравший на правых и ви новных. Лучше всего эти нелепые утвер ждения опровергаются творчеством са мого писателя и его лаконичными, но чрезвычайно глубокими и важными выс казываниями по проблемам писательско го мастерства. Чехов не оставил специальных работ о литературе, но его мысли о писатель ском труде, сохранившиеся в письмах и записных книжках, без преувеличения можно назвать чеховской теорией лите ратурного творчества. Они говорят нам, что между творческой практикой Чехова и его теоретическими взглядами не было противоречий. Литературно-эстетиче ские принципы писателя полностью реа лизовались в художественном творчест ве. Литературное творчество понималось Чеховым как сложный и сознательный процесс художественного отражения и познания жизни. Начало литературной деятельности Чехова совпало со сложным историчес- ским периодом развития России. После убийства Александра II народовольцами «...в искусстве , нак и в жизни , ничего случайного не бывает». А. П. Чехов. наступила пора жесточайшей реакции. Ее щупальцы распространились и на ли тературу. Стали возникать всевозмож ные антиреалистические течения в ис кусстве. Нападки на реализм и оплевы вание революционных эстетических иде алов 60-х годов всячески поощрялись. В 1884 году был закрыт прогрессивный журнал «Отечественные записки», ре дактировавшийся Салтыковым-Щедри ным. Однако и в этих условиях уже зрели новые отряды борцов с самодержавием и укладывающимся буржуазным поряд ком. Не прекращали своих атак и пере довые писатели. Салтыков-Щедрин, ли шившись журнальной трибуны, эзопов ским языком сказок продолжал высмеи вать гнусный полицейский режим, Лев Толстой перешел к последовательному и глубокому разоблачению основ ^ само державной России, Глеб Успенский соз давал правдивые обличительные очерки об ужасах русской жизни. Вступал в ли тературу новый борец с самодержавием демократ В. Короленко. Чехов не сразу вошел в эту большую литературу. Он начал с сотрудничества в мелких юмористических журналах,^ не имевших ничего общего с подлинной об личительной сатирой. Даже самый луч ший юмористический журнал Н. Лей- кина «Осколки», в котором особенно охотно сотрудничал молодой Чехов, не поднимался выше издевок над пьяными купцами, насмешек над маленькими чи новниками и «инородцами». Но уже в первых произведениях Чехо ва стало проявляться явно критическое отношение к всевозможным антихудо жественным, антиреалистическим тен денциям в литературе. Это сказалось в его многочисленных парбдиях на развле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2