Сибирские огни, 1960, № 1

В. Са мо й л о в ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. П. ЧЕХОВА Навсегда ушли в прошлое ошибоч­ ные суждения о Чехове как «певце су­ мерек», писателе-пессимисте, безыдей­ ном художнике, создававшем свои про­ изведения якобы интуитивно и лишь «стихийно» продолжившем демократиче­ ские и реалистические традиции русской литературы. Исчез миф о Чехове — «культурном одиночке», стоявшем вне общественных событий русской жизни конца XIX -г— начала XX веков. Лишь в буржуазном зарубежном литературоведе­ нии порою еще появляются работы, в ко­ торых Чехов по старинке представляется как писатель без определенного мировоз­ зрения, как художник, объективистски- бесстрастно взиравший на правых и ви­ новных. Лучше всего эти нелепые утвер­ ждения опровергаются творчеством са­ мого писателя и его лаконичными, но чрезвычайно глубокими и важными выс­ казываниями по проблемам писательско­ го мастерства. Чехов не оставил специальных работ о литературе, но его мысли о писатель­ ском труде, сохранившиеся в письмах и записных книжках, без преувеличения можно назвать чеховской теорией лите­ ратурного творчества. Они говорят нам, что между творческой практикой Чехова и его теоретическими взглядами не было противоречий. Литературно-эстетиче­ ские принципы писателя полностью реа­ лизовались в художественном творчест­ ве. Литературное творчество понималось Чеховым как сложный и сознательный процесс художественного отражения и познания жизни. Начало литературной деятельности Чехова совпало со сложным историчес- ским периодом развития России. После убийства Александра II народовольцами «...в искусстве , нак и в жизни , ничего случайного не бывает». А. П. Чехов. наступила пора жесточайшей реакции. Ее щупальцы распространились и на ли­ тературу. Стали возникать всевозмож­ ные антиреалистические течения в ис­ кусстве. Нападки на реализм и оплевы­ вание революционных эстетических иде­ алов 60-х годов всячески поощрялись. В 1884 году был закрыт прогрессивный журнал «Отечественные записки», ре­ дактировавшийся Салтыковым-Щедри­ ным. Однако и в этих условиях уже зрели новые отряды борцов с самодержавием и укладывающимся буржуазным поряд­ ком. Не прекращали своих атак и пере­ довые писатели. Салтыков-Щедрин, ли­ шившись журнальной трибуны, эзопов­ ским языком сказок продолжал высмеи­ вать гнусный полицейский режим, Лев Толстой перешел к последовательному и глубокому разоблачению основ ^ само­ державной России, Глеб Успенский соз­ давал правдивые обличительные очерки об ужасах русской жизни. Вступал в ли­ тературу новый борец с самодержавием демократ В. Короленко. Чехов не сразу вошел в эту большую литературу. Он начал с сотрудничества в мелких юмористических журналах,^ не имевших ничего общего с подлинной об­ личительной сатирой. Даже самый луч­ ший юмористический журнал Н. Лей- кина «Осколки», в котором особенно охотно сотрудничал молодой Чехов, не поднимался выше издевок над пьяными купцами, насмешек над маленькими чи­ новниками и «инородцами». Но уже в первых произведениях Чехо­ ва стало проявляться явно критическое отношение к всевозможным антихудо­ жественным, антиреалистическим тен­ денциям в литературе. Это сказалось в его многочисленных парбдиях на развле-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2