Сибирские огни, 1960, № 1
<в таких по-чеховски негромких и, казалось бы, обыденных приветственных сло вах: «Здравствуй, новая жизнь!» Ни на одну минуту не прекращал Чехов самоотверженной работы, чтобы приблизить время, когда все в человеке станет прекрасным. Каков же этот человек в представлении Чехова? Отлично понимаю, что не могу ответить на этот большой вопрос со всею полнотой, да и вряд ли кто на это решится: сам Чехов лишь .собирался создать образ своего положительного героя. Но уже несомненно, что, по Чехову, это, прежде всего, человек труда — труда честного, творческого, бескорыстного, целиком направленного на благо общества. Когда герои Чехова сознательно, с барской неприязнью отказываются трудиться, •он называет их поступок преступлением. Если герои Чехова не могут отдать себя делу или не умеют, не научились работать, писатель видит в этом их трагедию. И только в труде, по его глубочайшему убеждению, человек обретаёт подлинное ■счастье: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». Почти все любимые герои Чехова поют настоящий гимн труду, преклоняют ся перед ним, мечтают о нем. Правда, многие из них сами не знали труда и не умели работать, но это не мешало им, умным и проницательным, понимать оздо ровляющую и приподнимающую человека силу труда, его красоту, его поэзию. Те же из героев Чехова, которые в той или иной степени исповедуют его идеалы, всегда трудолюбцы, истые фанатики своего дела, неутомимые, ищущие, страст ные творцы. Будь то Дымов или Астров, дядя Ваня или Кириллов, их благород ство, человечность, их красота, чистота и ясность всего их нравственного облика определяются их поистине огромной любовью к делу, их подвижническим творче ским трудом для других. Устойчив и неизменен уважительный интерес Чехова к человеку - труженику, к простому человеку, нередко задавленному нуждой и непо сильной работой. О нем писатель скажет немало горьких слов, но в нем же он увидит свою надежду, в нем же для писателя источник веры в торжество правды и красоты на земле. Паразитизм в любом его проявлении для Чехова отвратителен и безобразен. Писатель не уставал преследовать его со всей силой своего огромного таланта. С поразительной тонкостью, с великолепным по точности анализом всех изгибов че ловеческой души умел Чехов разглядеть за внешним лоском, за внешней поря дочностью и культурой праздного человека его внутреннюю пустоту, его нравст венное уродство. Здесь добрый гений Чехова не признавал компромиссов. Неся людям передовые идеи века, он всегда говорил правду о жизни, как бы горька она ни была, и в этом видел первейшую и священную обязанность честного рус ского писателя. Так понятие о прекрасном в человеке сливается у Чехова с по нятием правды и творческого труда. Труд был и остается, по мысли Чехова, ис точником человеческой красоты. Шить честно, красиво и вдохновенно — это зна чит трудиться. Мы с самого раннего детства знакомимся теперь с Чеховым-писателем. «Ка- штанка» покоряет все читательские возрасты. Вероятно, сейчас у нас нет семьи, в которой Чехов не был бы известен, а в подавляющем их большинстве как-то по-особенному чтим и любим. В наше понятие о культуре ныне прочно и необ ходимо вошли знания чеховских произведений с их бессмертными типами самых разных людей, с их окрыляющей мечтой о социальной справедливости, с их ве рой в победу света над тьмою, с их чарующим языком - песней, с их теперь уже чеховским лаконизмом и чеховской простотой. Чехов постоянно и всюду с нами, он, как близкий и заботливый друг, совершенствует наш ум, возвышает нашу душу. Естественно, что у каждого из нас сложилось какое-то свое представление о Чехове-человеке. Впервые читая рассказы, повести и пьесы Чехова, мы невольно поддаемся очарованию его стиля, мягкого и приглушенного по краскам, музыкального, с ед ва уловимым переливом глубоко спрятанных, всегда сдерживаемых чувств. Пе ред нами возникает Чехов то смеющийся, то грустный и нежный, то сдержанно гневный, но без сарказма и желчи. Знакомясь с фактами биографии писателя по учебникам и некоторым специальным исследованиям, мы узнаем, что Чехов был добр, скромен и трудолюбив, что был он изнурен смертельной болезнью и рано умер. На широко известной фотографии он на самом деле выглядит усталым, бо лезненным, чуть-чуть суровым. Даже во многих воспоминаниях знавших его лю дей он рисуется только чутким, отзывчивым, сдержанно - корректным интелли гентом. Бесспорно, Чехову свойственны были все эти черты. Но чем ближе мы узнаем Чехова сейчас, чем больше с течением времени накапливается достовер ных фактов его жизни и деятельности, чем глубже проникаем мы в часто сокро венный смысл его произведений, тем яснее осознаем, что наши представления о Чехове были неполны, отрывочны и неточны. Оказывается, ему свойственны еще и увлеченность, и страстность, и воля в достижении цели. Оказывается, он был человеком несокрушимого душевного здо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2