Сибирские огни, 1960, № 1

Какой автор спокоен, пока его детище не вышло на широкую жизненную до­ рогу? j Надо срочно изготовить рабочие чертежи, выпустить головные образцы котлов, испытать — и тогда... тогда тоже не предвидится покоя. Совершенных котлов ждут самые дешевые сибирские угли, новостройки металлургии в Казахстане, в Восточной и Западной Сибири, на нашем Алтае. Здесь топливом станет доменный газ, который в прежние времена выбрасывал­ ся в атмосферу. А котлы народному Китаю, Монголии, далекому тропическому Вьетнаму?.. Чтобы дать представление о масштабах современного котла, часто прибега­ ют к сравнениям: по высоте он равен десяти-двенадцатиэтажному дому; для пе­ ревозки его нужен железнодорожный состав в полсотни большегрузных плат­ форм. Владимира Пилягина коробят такие «хвалебные» сравнения. Они для ин­ женера — самый язвительный упрек. — Мы бьемся над снижением размеров и веса,— рассказывает Пилягин.— Побольше мощности, поменьше металла. Нам хорошо «помогает» природный го­ рюний газ. Газовые котлы на 3 0— 35 процентов легче угольных. Вместо двух котлов можно сделать три — за то же время, из тех же материалов. Себестои­ мость электроэнергии снизится в полтора-два раза. Геологи обещают за семиле­ тие увеличить разведанные запасы газа вчетверо. Спасибо, большое спасибо геологам! ...Пусть трудностями отмечено вступление конструкторов-котелыциков в ве­ ликое семилетие. Люди, избравшие себе дорогу поисков, не ищут легкой жизни. Тихо в просторных, светлых помещениях СКВ. Только шелест листов да шо­ рох карандашей. Обманчивая тишина. ...И тут вспоминаются слова из речи Н. С. Хрущева, сказанные на июнь­ ском Пленуме ЦК КПСС о сидящих здесь людях: «Верно, что стол заставляет работать человека с бумагой, но известно так­ же, что творческие люди — ученые, кон­ структоры, инженеры на своем рабочем месте — за столом разрабатывают новые положения в науке и технике, создают новые конструкции машин». Уважением и почетом пользуется у нас вдохновенное конструкторское ре­ месло. Многотрудное. Благородное. III. На перекрестках дорог Конструкторы стремятся сделать котлы размером поменьше, мощностью поболь­ ше. Почетная задача! И все-таки величи­ на современных котлов поражает. Взгля­ ните на этот снимок. Каким маленьким вы гляд и т человек рядом с созданным его руками агрегатом ! Если спросить любого из котельщи­ ков, чем он более всего гордится на за­ воде, почти наверняка можно услышать лаконичный ответ: — ЦСБ. Расшифро­ вываются эти три буквы так: цех свар­ ных барабанов. Гордятся не столько тем. что там изготовляется (барабан мы назвали серд­ цем котлоагрегата), сколько тем, как из­ готовляется. Кому не знакома фигура человека, вооруженного электродом в держателе, со щитком, подобно забралу, защищаю­ щим лицо? Это сварщик, человек уважа­ емой, почетной профессии. Но теперь, ес-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2