Сибирские огни, 1960, № 1

ным», «черным». Теперь кочегары на электростанциях вполне закономерно пе­ реименованы в машинистов. Н. Ивановская, конструктор Н. Сулиманов и их товарищи оснащают котлы электронной автоматикой. Точнейшие приборы регулируют подачу воды, топли­ ва, воздуха, поддерживают на заданном уровне температуру подаваемого к тур­ бине пара. Машинист перестает быть рабочим в прежнем смысле этого слова. — Скоро в автоматику котлов войдут как непременные составные части телевизионные установки, — делится своими планами Ивановская. — А дальше? — Дальше? Уже ясно, что в течение семилетки на электростанциях по­ явятся быстродействующие счетно-решающие установки, которые будут не про­ сто регулировать, а и самостоятельно отыскивать наилучшие режимы работы. Слушаешь, и дух захватывает... Между прочим, и Ивановская рассказывает вовсе не бесстрастно. Ее выдает и блеск глаз, и взволнованный жест. Владимир Голиков тоже молодой специалист. Он увлеченно работал над проектом газо-мазутного котла. Радостна минута, когда проведена последняя линия, написана последняя цифра: вот они, твои мысли, готовы к воплощению в металл. Особенно же ра­ достно, если ты впервые участник большого проекта. Вокруг «окончательного» варианта разгораются дебаты. У Патрикеева, у Лейтеса, у Дегтярева много своих предложений. Газо-мазутный котел у Голикова на треть Легче пылеугольного, на 4 — 5 процентов экономичнее. Он прост, гибок в управлении. Для него нужно вдвое меньшее помещение. А нельзя ли «выжать» еще несколько процентов веса и хо­ тя бы на сотую долю улучшить экономичность? «Окончательный» вариант очень скоро становится лишь отправным пунк­ том для дальнейших поисков. Нужна выдержка, чтобы признать недостатки своего детища. У Голикова она есть. В достатке у него и другое драгоценное качество: преданность избранному делу — это сильное, огромное чувство, по­ хожее не на поэтическую влюбленность юнца, а на постоянную, устойчивую лю­ бовь зрелого человека. Снова пробы, попытки. Обязательно надо сделать скорее (фактор време­ ни!), но еще нужнее сработать добротно. Вместе с Голиковым трудятся его однокашники — инженеры Дорохов, Носов, Недорезов. — Молодые, да ранние, — говорят о них. — Своя школа, заводская. О «школе» следует поговорить. • Раньше, бывало, приезжали студенты на практику, «проходили» предпи­ санное программой и уезжали в вуз без божьей искры любви, даже простой при­ вязанности к заводу и его делам. Иное дело теперь. В 1957 году первых в исто­ рии Сибири инженеров-котлостроителей выпустил Томский политехнический институт им. Кирова. Заведующий кафедрой Иван' Кириллович Лебедев решил ■теснее связаться с заводскими инженерами. Едут теперь студенты на преддип­ ломную практику, и у каждого в кармане лежит тема дипломной работы, не вы­ думанная в тиши кабинета, а рожденная жизнью, заранее полученная с пред­ приятия. Дипломанты сразу включаются в рабочий ритм, им близки радости и горести инженеров-практиков. И. К. Лебедев пошел еще дальше: предложил выполнять дипломные про­ екты непосредственно на заводе, под руководством барнаульских конструкто­ ров. Таким образом, для студентов начинается не ученическая, а вполне серьез­ ная инженерная деятельность. Думается, что выражение «своя школа» не оби­ дит томских профессоров и преподавателей. Это наша советская высшая школа, ;смело вступившая на путь глубинной перестройки. ...Как стремительна жизнь, острее всех чувствуют, наверное, конструкто­ ры, Машина, механизм или агрегат хороши до тех пор, пока не придуманы луч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2