Сибирские огни, 1959, № 9

Красавица с ногами-бочонка­ ми, разумеется, введена в поэ­ му неспроста. Три парня и одна девушка — это сулит острый конфликт, и он развертывается на фоне су ­ ровой сибирской природы, ко­ торая вся «во власти снега, льда» , где «мороз за сорок и пурга слепая», на фоне стройки «в глухой тайге, на берегу Оби, в которой «лед до дна», f Невероятная ледовая обста­ новка должна еще сильнее отте­ нить огненные страсти водола­ зов. Несмотря на то, что «мо- ~ роз за сорок, ветер лют и жгуч», все три работника под­ водной службы дружно влюбля­ ются в четвертого, о котором сказано, что «в бригаде правда, был еще матрос», а потом разъ ­ ясняется, что «он был девчон­ кой. Всегда в веснушках золо­ тистых нос...» . Рифма «нос — матрос» окон­ чательно убедила автора, что поэма получается. И на достигнутом поэтическом уровне он продолжал: «счет — тот» , «ясно — прекрасно», «счет — расчет», «глаз — водолаз» и т. д. и т. п. Что делают водолазы на строительстве ГЭС, В. Захаров не раскрывает. К че­ му производственные детали? Пусть этим занимаются прозаики, поэт должен вос­ певать лишь эмоции, тончайшие движения сердца! Из четырехсот с лишним строчек поэмы описанию трудовой деятельности героев посвящены всего... четыре. Кон- ♦ кретные данные приводятся лишь о девушке-матросе, который «качал... помпу, драил нам полы». Работа водолазов лишь косвенно упоминается в лирическом i отступлении: «и после трудной смены под водой неплохо было выпить чарку спирта». Выпить — так выпить! В порядке обмена опытом автор деловито описывает технологию: На всю бригаду выдавали спирт, Им промывала Галя-Галка шланги, А после смены, ведь душ а горит, Его цедили через марлю в банки. Жизнь в домике водолазов представляется читателю в таком свете: Кавалеры дарят девушке духи. Она им в ответ дарит спирт, которым промы­ вает шланги. Захмелев, водолазы поют серенады. По ночам им снится подводное царство с крабами и осьминогами. Сон героев как литературный прием уже давно зарекомендовал себя с поло­ жительной стороны. Еще Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» су ­ мел использовать сонное состояние героини для раскрытия ее души. В. Захаров, смело следуя традиции, показывает нам духовный мир героев через дымку снови­ дения: ...Н ам снилась д аль Курильских островов, Подводный мир, таинственный, как джунгли. Фонтан кита, стада морских коров... Мы жили в снах, как в джунглях жил Маугли. Вокруг кружились крабы и ежи, Ползли чудовищные осьминоги. Ч И мы сражались , выхватив ножи, На голубой таинственной дороге. «На голубой таинственной дороге» — свежо, оригинально, необычно! Это са­ мый сильный поэтический образ во всей поэме, находка, которая не повторяется. Другие — повторяются. Например, образ тюрбана. Как сообщается в энциклопе­ дическом словаре, тюрбан это «головной убор восточных народов — полоса легкой ткани, обматываемая несколько раз вокруг фески, тюбетейки и д р . . . . . . Несмотря на отдаленность описываемого объекта, т. е. строительства Ново­ сибирской ГЭС от Арарата и Копет-Дага, несмотря на слабое сходство тюрбана и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2