Сибирские огни, 1959, № 9
В . Б у р м и н НЕПОЛНОЦЕННЫЙ ОЧЕРК В 1 9 4 7 г. в издании омской газеты водников «Советский Иртыш» вы шел краткий очерк истории парового су доходства в Обь-Иртышском бассейне. Автор очерка — Б. Головин. В выход ных данных брошюры стояла фамилия корректора Б. Янковский. В 1958 г. Омское книжное издатель ство выпускает брошюру «На иртыш ской магистрали», в подзаголовке кото рой стоит «очерк по (7) истории судоход ства на Иртыше». Автор брошюры Б. Янковский'. Дело не в простом совпадении фами лий. Когда начинаешь знакомиться с со держанием брошюры Б. Янковского, то находишь в ней, особенно в разделе, по священном истории иртышского паро ходства в XIX веке и в первом десяти летии XX века, много сходного с очер ком Головина. В брошюре Янковского, так же, как и в очерке Головина, мы встречаем и неумение разобраться в дви жущих силах развития пароходства на Иртыше, и слепое следование фактам из статей в старых сибирских газетах, в частности, в «Тобольских губернских ведомостях», и отсутствие правильной оценки роли царского правительства и иностранного капитала в становлении пароходства на реках Сибири. Я не хочу останавливаться на этом, так как в ре цензии на очерк Б. Головина обо всем атом уже говорилось2. Жаль, что изда тельство не помогло автору преодолеть инерцию во взгляде на прошлое иртыш ского пароходства и оказалось в положе нии повторяющего зады. Между тем, в период становления пароходства на Ир тыше и дальнейшего его развития и ос воения водных путей происходили весь ма интересные для историка, да и для широкого круга читателей, пока не зна комых с этим, явления и события. Мы, например, очень мало знаем о пионерах освоения водных магистралей Иртыша и Оби, их притоков, подлинных героев этого важного исторического процесса—• капитанов, матросов, лоцманов. Именно о них хотелось бы прочитать в очерке истории иртышского пароходства, а не о пароходовладельцах, которых, так же, как и Головин, перечисляет на страни цах своей брошюры Янковский. Как иллюстрацию к развитию паро 1 Б. Янковский. Н а Иртышской магистрали . Омское кн. изд., 1958. 72 стр. 2 См. «Сибирские огни». 1948, № 2, стр. 133—135. ходного сообщения по рекам Западной Сибири в 5 0 — 60-е годы, Б. Янковский приводит данные о перевозке на парохо дах переселенцев. Вряд ли эти сведения показательны. Основной доходной стать ей пароходчиков были перевозки не столько переселенцев, сколько арестан тов и солдат. На весьма выгодных усло виях иртышские пароходчики везли сол дат из Тюмени в Семипалатинск, откуда войска пешком направлялись в Среднюю Азию. Совершенно не отражено в очер ке влияние на пароходство постройки Си бирской железной дороги, которая весь ма ощутительно сказалась на изменении основных линий грузопотоков по Ирты шу и его притокам. Недостаточно полно, даже для сжато го объема очерка, рассказывает Янков ский о революционной борьбе иртыш ских водников в годы революции и об их участии в становлении Советской власти в Западной Сибири. Известно уж е достаточно материалов о таких за мечательных борцах за революцию, как A . Буй, первый председатель Судсоюза, как помощник капитана Д. Гусихин, ме ханик П. Шлеев и других, чьи имена носят сейчас пароходы на Иртыше. Жи вы и непосредственные участники борь бы иртышских водников против интер вентов и белогвардейцев в Сибири. Обидно, что автор не сумел использо вать в своей работе все эти материалы. Более полно, чем Головин, Янковский освещает историю пароходства на Ирты ше в годы Советской власти. Это несо мненное достоинство брошюры. Автор приводит интересные факты и материа лы, посвященные годам восстановления речного флота на Иртыше, его реконст рукции, внедрению новой техники. Одна ко и здесь есть досадные пробелы. На пример, такому важнейшему этапу в истории иртышского пароходства, как проведение Карских экспедиций, Янков ский уделяет меньше половины страни цы текста. Ошибочно и утверждение ав тора очерка, что проведение Карских экспедиций началось в 1934 г. Первая Карская экспедиция, известная под названием Сибирской хлебной экспеди ции, была проведена в 1920 г. Постанов ление Совнаркома о ней было подписано B. И. Лениным. Иртышские водники внесли в нее вклад — подготовка к экс педиции была возложена правительст вом на Комитет Северного пути при Сиб- ревкоме, комитет тогда находился в Ом ске. Из Омска в Обскую губу вышло шесть пароходов и 15 барж. Они везли 5 7 5 тыс. пудов хлеба и пшена и тысячи пудов различного сырья и пушнины. Сибирская хлебная экспедиция 1920 г. положила начало Карским экспедициям, которые с того времени проходили еж е годно до начала 30-х годов. Ничего нет в брошюре и о роли ир тышского пароходства в освоении целин ных и залежных земель, о помощи вод ников Иртыша в освоении природных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2