Сибирские огни, 1959, № 9
берется говорить о творчестве несколь ких или многих писателей, сходных или резко различных по темам, по стилю, языку. А что видишь, читая статьи Б. Беляева? У него все писатели похожи один на другого. Все различие между ни ми в том, Что один поэт, а другой пи шет прозой. Писатель А. написал ро ман о гражданской войне, а у писателя Б. излюбленный жанр — детективная повесть. Трудно сказать, кому Б. Беляев отдает предпочтение, кого, так сказать, не жалует и за что. Скорей всего, он всех жалует. Все статьи его носят спокойно благополучный характер. Критик никого не упустил, всех заметил, всех предста вил читателю, чуть-чуть покритиковал, высказал пожелания, и в заключение — поздравил с удачей. Вот статья «Славен труд». Во второй ее части Б. Беляев пишет о поэзии И. Рождественского. Это хвалебные по тону и очень поверхностные страницы. Вначале автор сообщает, что И. Р ож де ственский — поэт, затем, что он поэт социалистического реализма и, нако н ец ,— «певец творческого созидательно го труда». С этим спорить, конечно, не приходится, тем более, что критик стре мится подкрепить это примерами, но не слишком ли много определений? И. Рож дественский, по словам автора, от «бег лых зарисовок» пришел к «значитель ным художественным обобщениям». Ка ковы же эти обобщения? — спрашиваем мы. Ответ заключен в короткой, претен дующей на емкость, фразе: «В поэме «Сказ о Енисее» он (т. е. И. Рождест венский. — А. К.) дает образы молодых гидростроителей, сооружающих самую мощную в мире гидроэлектростанцию». И все. Не мало ли? Ведь объявить всем, что такой-то поэт «дал образы» — это отнюдь не значит тем самым доказать свое мнение о его «значительных худо жественных обобщениях». Возможно, по ложения Б. Беляева кажутся ему несо мненными, но другие не могут так про сто принять их на веру. Нужны аргу менты, а их почти нет — вся статья но сит иллюстративный характер. Высказы вается тезис, он снабжается иллюстраци ей, т. е. цитатой из стихов поэта. И ни какого ощущения поэзии, с неповтори мостью ее картин и ритмов, трепетным пульсом жизни! Как будто вся поэзия есть лишь одна огромная иллюстрация к тем или иным тезисам. Нужно о тру де? Пожалуйста, вот о труде. О долге и честности? Есть и об этом... И удиви тельно снисходителен порой критик в оценке рассматриваемых произведений. Например, об И. Рождественском он го ворит так осторожно, как историки ли тературы говорят иногда о некоторых ошибках Данте в его «Божественной ко медии». Оказывается, у И. Рождествен ского есть, «к сожалению, и стихи не совсем полноценные» Какое тут «не со всем полноценные», когда сами цитаты, приведенные Б. Беляевым, свидетельст вуют о том, что эти стихи вовсе не полно ценны... Надо прямо сказать, что такой способ критики — самый легкий и удобный. Правы те, кто осуждает пристрастную критику, но такая благополучная крити ка — еще хуже. Пусть большинство ста тей сборника невелики по объему, но и в небольшой — можно сказать многое. Главное во всяком случае. Мы знаем множество тому примеров. Да и у самого Б. Беляева есть неплохо написанные страницы. Наиболее удачной из помещен ных в сборнике нам представляется ста тья о романе Н. Волкова «Заре навстре чу». Здесь читателю предлагается и историческая справка о событиях граж данской войны в Сибири, которые легли в основу романа, и в то же время кон кретно и логично прослежено то, как Н. Волков в качестве писателя-художни- ка освоил данный исторический матери ал. К сожалению, эта статья выглядит как исключение. Книжка Б. Беляева не свободна и от прямо неверных положений и натяжек. На стр. 5 автор безаппеляционно заяв ляет: «Мировоззрение писателей — это мировоззрение определенных клас сов...» (!). Позволительно задать крити ку вопрос: мировоззрением каких «опре деленных классов» было мировоззрение Пушкина, Гоголя, Бальзака? Иногда Б. Беляев рассуждает так, что не сразу можно понять, о чем идет речь. На стр. 65 он пишет: «Для советского' человека мила не всякая природа, а та, которая поставлена на службу людям., является их другом, удовлетворяет их материальные и эстетические потребно сти». Что хотел сказать критик этой фра зой? Неужели советский человек не в со стоянии любоваться красивым видом, не думая о том, как бы использовать его для нужд народного хозяйства? С другой стороны, никто в мире никогда не восхи щался неэстетичной природой. Впрочем, довольно примеров. Дело тут не в деталях, а в общем. В предисловии к сборнику своих ста тей Б. Беляев заявил, что «говорить е> писателях — значит говорить... о том, на сколько правдиво и художественно их книги отображают жизнь». Мысль ста рая и совершенно правильная. По види мому, такую задачу и ставил перед со бой автор. Но результаты оказались бо лее чем скромными Сделанное им ни как нельзя назвать той критикой, кото рая нам сейчас необходима.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2