Сибирские огни, 1959, № 9
Вопросами изучения развития русской фольклористики М. Азадовский интере совался давно. Им написана целая серия статей, посвященных отдельным пробле мам истории фольклористики и трудам виднейших исследователей народной по эзии. Перу ученого принадлежит семь глав из десяти в разделе «И з истории русской фольклористики» нового учеб ного пособия для вузов «Русское народ ное поэтическое творчество» (под ред. проф. П. Г. Богатырева, М., 1959). «История русской фольклористики» — плод многолетнего труда и раздумий ав тора над судьбами развития науки о фольклоре в России. Книга охватывает период с начала XVIII до середины XIX веков. Поража ет эрудиция автора. М. Азадовский вво дит в свой труд много нового материала, исследует малоизвестные труды, напоми нает о забытых именах исследователей народной поэзии. Автор не ограничивает рассмотрения проблем изучения народной поэзии толь ко специальными трудами по фольклору. Да это и невозможно для начальных ступеней развития русской фольклори стики. Обособление собственно фолькло ристики от истории русской литературы, по мнению самого М. Азадовского, про изошло лишь к 70-м годам XIX века. По этому вполне уместными являются све дения по истории этнографии, театра, по общему литературоведению, привлекае мые автором. В первой главе работы дана всесто ронняя характеристика начального пе риода в становлении русской фольклори стики. В связи с критикой той схемы разви тия русской фольклористики, которая была дана в учебнике Ю. М. Соколова «Русский фольклор», где история рус ской науки о фольклоре начиналась с так называемой «мифологической шко лы» (середина XIX в.), высказывались различные мнения о ее начальном этапе. В том числе и такие, где . за исходное время брали начало XVIII века. М. А за довский более осторожен в оценке значе ния XVIII века для русской фольклори стики, хотя именно ему принадлежит за слуга серьезного изучения данного пе риода, которым старая историография вообще пренебрегала, как «донаучным». Не отрицая большого значения XVIII ве ка в становлении русской фольклористи ческой мысли, он не склонен в то же время его преувеличивать. Поэтому ав тор признает, что «XVIII век еще не со з дал науки о фольклоре», но в это время был «накоплен уже значительный фак тический материал и выдвинуты основ ные проблемы». Вторая глава труда М. Азадовского посвящена анализу сложной борьбы раз личных точек зрения на народное твор чество, развернувшейся в начале XIX ве ка. Пугачевское восстание в конце XVIII века, Отечественная война 1812 года еще раз убедительно показали, на что способен русский народ. «В рассматриваемую эпоху нет ни од ной общественной группы, которая бы не выдвигала лозунгов обращения к на роду, — пишет М. Азадовский, — но каждая группировка, конечно, вкладыва ла в них свое понимание, свое содержа ние». Исследователь тонко подмечает раз личие в казалось бы сходных явлениях, например, в отрицательном отношении к народному творчеству . ряда просветите лей XVIII века и карамзинистов в начале XIX века. Если первые, стремясь под нять культуру народа, видели в произ ведениях народной поэзии прежде всего черты бескультурья и потому отрицали ее, то вторым претил «мужицкий» дух этих произведений, их будто бы лишен ный изящества язык. Положительным является обращение М. Азадовского к анализу фольклористи ки на страницах периодики в журналах «Вестник Европы», «Московский теле граф», «Москвитянин» и др. Характерным для исследования М. Азадовского является то, что он всег да стремится дать точную, научно досто верную картину русской общественно- политической мысли. Поэтому он осторо жен в своих оценках и избегает преуве личений, свойственных подчас некото рым исследователям. Так, он приводит убедительные доводы против концепции В. Орлова и В. Десницкого, преувеличи вавших роль и революционное значение «Вольного общества». Глубокой и всесторонней является разработка темы о фольклоризме декаб ристов. Несколько настораживает характери стика В. А. Жуковского. Никто не станет отрицать заслуг Ж у ковского в развитии русской литерату ры. Но Жуковский — представитель кон сервативного романтизма. Это определя ло и отношение его к народной поэзии: «Одно только из русской народности воспроизвел Жуковский (в «Светлане»), и это одно — суеверие народное. И, ка жется, только в этом отношении роман тическая поэзия и могла соприкасаться с нашим народным духом: во всем ос тальном она отделялась от него неизме римой пропастью», — писал Н. Добро любов1. Эта резкая, но справедливая и четкая оценка, данная великим критиком, у М. Азадовского отсутствует. Большой заслугой автора является то, что на протяжении всего своего ис следования он дает развитие русской фольклористики не изолированно, а на фоне развития мировой фольклористики. В книге дан очерк с л а в я н с к о й ф о л ь к л о р и с т и к и , причем автор прав, утверждая, что «на русском язы- 1 Н. А. Добролюбов. И збранны е сочинения, М .-Л . ГИХЛ. 1948, стр. 44. 12. «Сибирские огни» № 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2