Сибирские огни, 1959, № 9
верждает автор, — поручено трем почти рядовым работникам этого комбината. Ведь тот ж е самый технический кодекс, на который опирается автор, когда дела ет Мациевича восстановителем шахты, безусловно предписывает, что главный инженер шахты непосредственно подчи нен главному инженеру комбината; мог ло ли случиться, что этого главного ин женера, технического руководителя все го комбината, нет в числе членов комис сии? Могло ли случиться, чтобы у нас в стране, где человеческая жизнь дороже всего, на место гибели нескольких чело век не приехали представители мини стерства, главка, совнархоза, даже горно технической инспекции? Да еще когда в течение двух недель на месте не могут найти причин гибели! Да еще когда ком бинат, — крупнейший в стране, — нака нуне остановки! Могут ли у нас пустить в работу шахту, где только что погибло несколько человек, — а могли погибнуть несколько десятков! — и где нет гаран тии, что завтра катастрофа не повторит ся? Могут ли пустить ее в эксплуатацию одним приказом директора комбината и решением общего собрания шахтеров? Так второстепенные, казалось бы, «технические» несообразности приводят к искажению действительности. Выходит, что все — на первый взгляд так тщательно пригнанные друг к дру гу — сюжетные звенья сшиты белыми нитками. Но если это так, могут ли проявиться во всех этих якобы столкновениях харак теры их героев? Настоящим характерам нужен простор, противник нужен, им не развернуться, не раскрыться в безвоз душном пространстве мнимых конфлик тов. Видимость столкновений породила макеты вместо характеров. Макет отли чается от представляемого им явления, прежде всего, отсутствием подробно стей. Характер Мациевича не назовешь схематичным, может быть, в какой-то степени он даж е оригинален. Его холод ная вежливость, замкнутость, его высо комерие сочетаются с безукоризненной честностью. К сожалению, больше о нем сказать ничего нельзя — подробностей нет. И, хотя автор уделил его душевным переживаниям относительно больше ме ста, чем для других героев своей повести, все-таки мы о нем знаем слишком мало, чтобы целиком его понять, представить, увидеть. Автор ни одним штрихом не на мекает нам о его прошлой жизни. Была ли у него семья? Любил ли он кого-ни будь? Что он пережил за свои тридцать четыре года? Каковы его взгляды на жизнь, чем он живет еще, кроме шахты, какие книги читает? Мы даже не знаем, беспартийный он, или — член партии. Но ничего этого мы не знаем и о дру гих персонажах повести. О Симаке, Ар сеньеве, Семенюке, Гриценко, Ржавом, Камушкине, Маше, Пинегине, Синеве — этих основных действующих лицах пове сти — мы знаем еще меньше, чем о Ма- циевиче. Каждый из них является бо лее или менее тщательно выполненным макетом того или иного характера. Мо жем ли мы ощущать их живыми, настоя щими людьми, можем ли мы их любить или ненавидеть, восхищаться ими или осуждать их? «Взрыв» — третье крупное произве дение Сергея Снегова. На протяжении последних двух лет он напечатал две повести и большой роман. Все они по священы одной теме — советским лю дям, развивающим промышленность на северных окраинах Сибири — Заполярье. Но не одно это сближает все три произ ведения. В них есть одинаковые достоин ства и недостатки. При всем том произ ведения эти — разные. Повесть «Два дцать четыре часа» — психологический этюд, внешнего действия в ней совсем мало. Роман «В полярной ночи» — ши рокое, многоплановое полотно. «Взрыв» насыщен стремительным действием, с непредвиденными поворотами и драма тическими картинами. На мой взгляд, все написанное С. Сне говым читается с интересом. Картины по жара, например, нарисованы живописно, ярко. Действие повести напряжено. Но это его третье крупное произведение по казывает, что ему явно не хватает глу бины. Глубины в осмыслении действи тельности, в раскрытии самой сути ха рактеров действующих лиц, действитель ной глубины конфликтов. В жизни дале ко не всегда и не все оказываются пра вы, как это получилось с катастрофой на шахте в Ленинске! Жизнь более суро ва, чем рисует ее С. Снегов. Н. К а р г а п о ж в ЦЕННЫЙ ВКЛАД В НАУКУ О ФОЛЬКЛОРЕ Р азобраться в истоках и путях раз вития русской фольклористики задача исключительно важная и весьма трудная. Тем более, что долгое время здесь господствовала неверная схема, представлявшая развитие русской науки о фольклоре как сколок с западной фольклористики, как последовательную смену «школ», возникавших под влия нием зарубежных течений. Решению этой сложной задачи и посвящена книга вы дающегося советского ученого М. К. Аза- довского «История русской фольклори стики»'. 1 М. К. Азадовский. И стория русской фолькло ристики. М. Учпедгиз, 1958, 480 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2