Сибирские огни, 1959, № 9
Том «Избранного» открывается пове стями «Смерть Прокопа» и «Вдова», объединенными под общим заглавием «Соседи». Писатель ведет нас в один из ураль ских городов, на улицу Тетери, в слобо ду Разгуляй. Здесь-то мы и увидим пер сонажи А . Маленького — рабочих и мещан, революционеров и священников, перед нами развертываются судьбы ра бочей семьи Бухряковых на протяжении долгих лет. Замысел писателя очевиден — про следить историю двух поколений рабо чих, запечатлеть путь, которым приходит рабочий класс к пониманию неизбежно сти революционного переустройства жизни. И автор делает это очень убедительно, обнаруживая глубокое знание дореволю ционной уральской действительности. В обрисовке образов А . Маленький следует плодотворным горьковским тра дициям. Здесь дело не только в умении лепить человеческие характеры, но и в трудном искусстве воссоздавать истори ческий фон, колорит места и времени. Стоит напомнить, что А. Маленький был одним из первых писателей, которые в 30 -х годах обратились к большой теме рабочего класса. Прокоп Бухряков, чья печальная судь ба повторена тысячами и миллионами дореволюционных рабочих, и его дети, увидевшие свет высокой цели — борьбы за народную свободу — выписаны пи сателем очень выразительно. Ясна внут ренняя логика каждого образа; читатель понимает, почему дети Прокопа посте пенно приходят к мысли: довольно отда вать свои силы, свою кровь, свои жизни для обогащения хозяев, как это был вы нужден делать их отец. Когда читаешь повести А . Маленько го, думаешь: с какой покоряющей страст ностью написал автор многие сцены, посвященные делам давно минувших дней. В ряде эпизодов писатель подчер кивает контраст различных жизненных укладов. Мы видим внутреннее благород ство рабочего человека Ивана Бухряко- ва, который горд тем, что своими рука ми создает великие ценности. Он, воз можно, и не смог бы выразить это чув ство словами, но разве не оно руководи ло им, когда Иван привел на заводскую площадь своего четырехлетнего брата Лаврентия. Заводские корпуса выли, скрежетали, лязгали, черный дым клу бился из труб. Иван поднял Лаврентия на руки. — Вот завод, Лавруша. Тут робил твой тятя. Вон это высокое — домна, там обочь — мартен, там вон сзади — про кат... А я вон... эвон под домной роблю. Здесь как будто нет слов о рабочей гордости. Но именно рабочая гордость своим трудом подсказала Ивану его по ступок. Ведь маленький Лаврентий, младенцем оставшийся без отца, — все общий любимец родных. Ему — лако мые кусочки за обедом, ему — пряник в получку, ему — самое лучшее из того немногого, что есть в распоряжении бед ной рабочей семьи. И старший брат по казывает Лаврентию самое лучшее, что есть у него, — свое рабочее место, на ко тором он нужен людям. Не хозяевам за вода, а именно людям. Иногда Лаврентий просил Настю: — Расскажи, мама, про тятю. — Рассказывала я уж е тебе, Лавру ша... — Он какой был, тятя-то? — настаи вал Лаврентий. — Тятя, Лавруша, рабочий человек был. — Как Ваня? Такой же? — Ваня только по домне знает, а тятя и пимы катал, и на графиню ро бил, и стекла вставлял. Вот какой чело век был. «Вот какой человек был!». И в этих словах измученной жизнью женщины тоже звучит нескрываемая рабочая гор дость. Рядом с этими прямыми и честными людьми особенно жалкими, ничтожными выглядят и преуспевающий мещанин-чер носотенец Галчанинов, и жадный пимо- катный заводчик Конкин, с таким ра зящим гневом описанный А . Малень ким. Этот контраст усиливается многими штрихами. Вот вернулся с каторги один из организаторов забастовки Петьша Мокшин. Его называют почтительно — Петр Ефимович, относятся к нему как-то по-новому. «И его душа наполнилась ра достью: значит, помнят! Значит, не зря все было, значит, идет от пятого года на земле росток». Мокшин рассказывает о смерти стари ка Анфилофьева, вместе с ним ушедше го в ссылку, и кто - то сказал ч у т ь слышно: — Упокой, господи... «Евстигней Резвов тоже не выдю жил — царю на помилование подал, с богатенькой чалдонкой связался, в трак товом селе лавку открыл, мылом, дегтем торгует. Корявый пимокат вздохнул: — За богачеством, значит, погнался. Тоже, значит, упокой, господи, душу Евстигнееву». Только один мазок, но какой красноре чивый! «Упокой душу» того, кто изменил борьбе — он, значит, тоже мертв для лю дей. Славные традиции уральцев, по томственных пролетариев, не раз всту павших в ожесточенные классовые бои, сквозят в этих коротких словах. Нельзя не отметить большое мастерст во А . Маленького в изображении массо вых сцен. Вот автор рассказывает об одном из первых полетов аэроплана — хрупкого сооружения из палок и полотна. Огром ная толпа собралась у ипподрома. Писа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2