Сибирские огни, 1959, № 9

с «передовым для своего времени эсте­ тическим идеалом»? Автору следовало бы подойти к по­ ставленной им проблеме еще и с дру ­ гой стороны: может ли быть подлинно художественным, исполненным действи­ тельного драматизма то произведение, основу которого составляют взятые сами по себе , вне связи с социальными усло­ виями, те или иные душевные неуряди­ цы? Он, вероятно, пришел бы к выво­ ду , что значительным, по-настоящему драматическим не может быть самодов­ леющий психологический конфликт, изо­ лированный от событий нашей эпохи, от происходящей в наши дни напряженной борьбы нового со старым, что наиболее серьезные, достойные художественного отображения конфликты следует искать именно в столкновениях нового, передо­ вого в советском обществе и в совет­ ском человеке против всего мешающего движению вперед. Особая, эстетическая природа драма­ тического конфликта, обязывающая оце­ нивать его противоположные стороны как прекрасное и безобразное, необходи­ мость наряду с идейным эстетического анализа произведения — все это вовсе не противоречит требованию подхода к изображению действительности с точки зрения ее революционного развития, с позиций борьбы нового со старым. На­ против, опыт советской литературы и искусства показал, что всем худож ест ­ венно правдивым произведениям, подни­ мающим большие и, может быть, не столь большие, но важные вопросы на­ шей действительности, с в о й с т в е н н ы именно эти коммунистические пози­ ции. С позиций борьбы нового со старым написаны за последнее время «Р а з ­ думье» Ф. Панферова, «Истоки» Г. Ко­ новалова, «Золотое кольцо» М. Жесте- ва, «После свадьбы» Д. Гранина, а так; ж е такое остро конфликтное произведе­ ние, как «Братья Ершовы» В. Кочетова. Трудную внутреннюю борьбу с послед­ ствиями уродливого домашнего воспита­ ния, с барским пренебрежением к физи­ ческому труду ведет героиня повести Н. Дементьева «Иду в жизнь» Инга Пи­ рогова. В этих и многих других совре­ менных произведениях налицо серьез­ ные психологические конфликты, драма­ тизм которых нисколько не умаляется тем, что в них противостоят одно друго­ му новое и старое. Неоспоримо требование единства идей­ ного и художественного в произведении искусства, требование полноценности произведения в обоих отношениях. Но, поскольку речь идет об идейном содер ­ жании произведений, бесспорно также и то, что борьба нового против старого как в общественной, так и в личной жиз­ ни, как в отношениях между людьми, так и в психологии отдельного челове­ ка, была и остается ведущим конфлик­ том? советской литературы. В письме, адресованном участниками Третьего Всесоюзного съезда писателей СССР Центральному Комитету КПСС, говорится о том, что в эпоху разверну­ того строительства коммунизма силы и способности писателей «тоже должны быть развернуты самым широким фрон­ том для поддержки и укоренения в е е т того нового и прекрасного, что в борьбе со старым и обветшалым рождалось и продолжает рождаться, побеждало и про­ должает все уверенней побеждать в жи з­ ни нашего общества и в духовном мире человека». Писатели обещают партии критиковать средствами искусства все, что еще меша­ ет движению нашего общества к комму­ низму, — устарелые формы, пережитки капитализма в сознании людей. Впрочем, некоторые другие высказы­ вания И. Масеева свидетельствуют о том, что он, в основном, стоит на пра­ вильном пути, а отмеченные нами в его' статье изъяны можно объяснить, веро­ ятно, некоторый поспешностью формули­ ровок и выводов. Так, автор призывает к воплощению в художественном творчестве «больших и волнующих тем современности» (стр. 138). Он критикует художников, удовле­ творяющихся «поверхностным показом внешних, случайных, несущественных противоречий и конфликтов» (стр. 139). Он порицает те произведения театра и кино, «все содержание которых цели­ ком сводилось к взаимоотношениям в семье, к проблемам любви и брака», считая их главной бедой то, «что с е ­ мейные, интимные отношения не рас­ крываются в них в тесной, неразрыв­ ной связи с отношениями социальны­ ми... показаны в отрыве от них» (стр. 1 4 0— 141). Наконец, в заключительной части статьи он пишет: «В противопо­ ложность гегелевскому пониманию раз­ решения драматических конфликтов... марксистско-ленинская эстетика исхо­ дит из того, что противоречия разреша­ ются лишь через борьбу нового со ста­ рым, что в этой борьбе неизбежна конеч­ ная гибель всего старого, отжившего, ре­ акционного и торжество нового, прогрес­ сивного» (стр. 168). Вот эта мысль и должна проходить красной нитью через все исследование о сущности конфликтов в нашем искус­ стве и литературе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2