Сибирские огни, 1959, № 9
участие в производственной и всей об щественной жизни освобождает ее от «вечного» чувства зависимости по отно шению к мужчине, от того чувства, ко торое, в свою очередь, в сильнейшей степени влияло еще не так давно на .другие кажущиеся неизменными чувства мужчин и женщин, на семейные отноше ния. В яркой художественной форме по казать это новое в области личных чувств — насколько это сложнее, чем просто с вековечных позиций изобра жать, например, «душевную боль нераз деленной любви»! И. Масеев прав, выступая против од ностороннего и прямолинейно упрощен ного изображения сложных процессов коммунистического строительства, про тив голой тенденциозности. Нужны про изведения литературы, драматургии, ки но, в которых, наряду с важнейшей те мой труда, на высоком идейном уровне и в совершенной художественной форме решались бы во всей сложности вопросы новой морали, любви, семьи. Ответов на них ждет советская молодежь, развер нувшая движение за коммунистический труд и коммунистический образ жизни. *Надо смелее показывать в литературе, в драматургии реальные конфликты, встречающиеся в личной жизни, творче ские и другие неудачи. Но ведь рассмат ривать эти стороны жизни с точки зре ния движения вперед, неизбежности победы нового над старым, это не толь ко не значит упрощать их, а, напротив, э т о означает более глубокое проникнове ние в их сущность. Английский писатель Джек Линдсей с трибуны Третьего съезда писателей ■СССР развил мысль о диалектическом единстве внутреннего и внешнего кон фликтов. Он подчеркнул, что основные конфликты, противоречия, лежащие в ос нове развития того или иного общества, отражаются и выражаются в душе чело века — члена этого общества, определя ют развитие его характера. В художест венных образах большого искусства внутренняя борьба тесно связана с исто рической борьбой всего общества. «Если мы не поймем социальной природы кон фликта, — говорил он, — не увидим соотношения между судьбой отдель ного человека и социальной борьбой, общественным движением в целом, то наше изображение внутреннего мира че ловека сведется к худосочному и по верхностному повествованию о душев ных неурядицах...». Несколько пренебрежительное отно шение И. Масеева к попыткам выдви нуть на передний план в художественном изображении внутреннего мира совет ского человека борьбу нового против ста рого (а последнее в современных усло виях — это во многом еще пережитки капитализма в сознании) связано, оче видно, с тем, что он ограничивает эту борьбу только областью чисто социаль ных, классовых отношений, не замечает ее всеобщего характера, связи общест венных противоречий с внутренними конфликтами в психологии людей. Писа телям и критикам незачем «сводить», как выражается автор, многообразные и многочисленные, большие и малые, кон фликты, имеющиеся в жизни и отражае мые в искусстве, к борьбе нового со ста рым — эта борьба происходит всюду, во всех сферах нашей жизни. А в области быта, морали и психологии она еще сложнее, чем, например, в области по литики. Сейчас советское общество, общест венные организации трудящихся ведут решительную борьбу против пьянства, хулиганства, против тех наиболее злост ных нарушений норм нашего общежития, в которых в самой явственной форме сказываются пережитки старого, несо циалистического сознания. Гораздо глуб же гнездятся пережитки капитализма в других сторонах быта, в частности, в се мейных отношениях, для преодоления такого рода пережитков потребуется больше времени. Но и с ними сейчас ведется борьба, а со временем она еще более усилится. Не только на производстве и в учебе, но и в семье сказывается уже новая форма соревнования, участники которого хотят быть хорошими супругами, верны ми друзьями, показывать пример в бы ту. Очень хорошо сказал об этом в «Ком сомольской правде» один тракторист из Алтайского края: «Мы должны во всем быть примером, помнить о своем высо ком призвании не только в бригаде, но и в гостях, и в семье, где тебя меньше всего видят товарищи. Что же получит ся, если, скажем, я начну куролесить в своей семье, «не уживаться характером» с женой? Плохо ведь получится. У нас с Марией трое ребятишек — будущих членов коммунистического общества. Коммунизм мы строим не только на заво дах, в шахтах, на колхозных нивах — он вырастает и дома, вместе с нашими детьми, братьями и сестрами». Как бы ни отличалось такое заявление от вызванных семейными передрягами мучительных сомнений иного «сложно го» литературного героя, уверенность, звучащая в этих словах, идет вовсе не от примитивного представления о жизни, о ее сложности. Это уверенность здоро вого, сильного духом, твердого в своих нравственных убеждениях советского че ловека, которого не страшат всяческие не избежные семейные конфликты. Но есть и другие люди, отягощенные пережитка ми прошлого, просто слабовольные и нравственно неустойчивые, есть еще и отрицательные явления в нашей жизни и есть борьба с ними. И разве активное участие во всей этой борьбе — не важ нейшая задача всей идеологической, в том числе творческой работы? Какой же, в противном случае идейный смысл вкладывает И. Масеев в категории «пре красного» и «безобразного», и как быть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2