Сибирские огни, 1959, № 9

участие в производственной и всей об­ щественной жизни освобождает ее от «вечного» чувства зависимости по отно­ шению к мужчине, от того чувства, ко­ торое, в свою очередь, в сильнейшей степени влияло еще не так давно на .другие кажущиеся неизменными чувства мужчин и женщин, на семейные отноше­ ния. В яркой художественной форме по­ казать это новое в области личных чувств — насколько это сложнее, чем просто с вековечных позиций изобра­ жать, например, «душевную боль нераз­ деленной любви»! И. Масеев прав, выступая против од­ ностороннего и прямолинейно упрощен­ ного изображения сложных процессов коммунистического строительства, про­ тив голой тенденциозности. Нужны про­ изведения литературы, драматургии, ки­ но, в которых, наряду с важнейшей те­ мой труда, на высоком идейном уровне и в совершенной художественной форме решались бы во всей сложности вопросы новой морали, любви, семьи. Ответов на них ждет советская молодежь, развер­ нувшая движение за коммунистический труд и коммунистический образ жизни. *Надо смелее показывать в литературе, в драматургии реальные конфликты, встречающиеся в личной жизни, творче­ ские и другие неудачи. Но ведь рассмат­ ривать эти стороны жизни с точки зре­ ния движения вперед, неизбежности победы нового над старым, это не толь­ ко не значит упрощать их, а, напротив, э т о означает более глубокое проникнове­ ние в их сущность. Английский писатель Джек Линдсей с трибуны Третьего съезда писателей ■СССР развил мысль о диалектическом единстве внутреннего и внешнего кон­ фликтов. Он подчеркнул, что основные конфликты, противоречия, лежащие в ос­ нове развития того или иного общества, отражаются и выражаются в душе чело­ века — члена этого общества, определя­ ют развитие его характера. В художест­ венных образах большого искусства внутренняя борьба тесно связана с исто­ рической борьбой всего общества. «Если мы не поймем социальной природы кон­ фликта, — говорил он, — не увидим соотношения между судьбой отдель­ ного человека и социальной борьбой, общественным движением в целом, то наше изображение внутреннего мира че­ ловека сведется к худосочному и по­ верхностному повествованию о душев­ ных неурядицах...». Несколько пренебрежительное отно­ шение И. Масеева к попыткам выдви­ нуть на передний план в художественном изображении внутреннего мира совет­ ского человека борьбу нового против ста­ рого (а последнее в современных усло­ виях — это во многом еще пережитки капитализма в сознании) связано, оче­ видно, с тем, что он ограничивает эту борьбу только областью чисто социаль­ ных, классовых отношений, не замечает ее всеобщего характера, связи общест­ венных противоречий с внутренними конфликтами в психологии людей. Писа­ телям и критикам незачем «сводить», как выражается автор, многообразные и многочисленные, большие и малые, кон­ фликты, имеющиеся в жизни и отражае­ мые в искусстве, к борьбе нового со ста­ рым — эта борьба происходит всюду, во всех сферах нашей жизни. А в области быта, морали и психологии она еще сложнее, чем, например, в области по­ литики. Сейчас советское общество, общест­ венные организации трудящихся ведут решительную борьбу против пьянства, хулиганства, против тех наиболее злост­ ных нарушений норм нашего общежития, в которых в самой явственной форме сказываются пережитки старого, несо­ циалистического сознания. Гораздо глуб­ же гнездятся пережитки капитализма в других сторонах быта, в частности, в се ­ мейных отношениях, для преодоления такого рода пережитков потребуется больше времени. Но и с ними сейчас ведется борьба, а со временем она еще более усилится. Не только на производстве и в учебе, но и в семье сказывается уже новая форма соревнования, участники которого хотят быть хорошими супругами, верны­ ми друзьями, показывать пример в бы­ ту. Очень хорошо сказал об этом в «Ком­ сомольской правде» один тракторист из Алтайского края: «Мы должны во всем быть примером, помнить о своем высо­ ком призвании не только в бригаде, но и в гостях, и в семье, где тебя меньше всего видят товарищи. Что же получит­ ся, если, скажем, я начну куролесить в своей семье, «не уживаться характером» с женой? Плохо ведь получится. У нас с Марией трое ребятишек — будущих членов коммунистического общества. Коммунизм мы строим не только на заво­ дах, в шахтах, на колхозных нивах — он вырастает и дома, вместе с нашими детьми, братьями и сестрами». Как бы ни отличалось такое заявление от вызванных семейными передрягами мучительных сомнений иного «сложно­ го» литературного героя, уверенность, звучащая в этих словах, идет вовсе не от примитивного представления о жизни, о ее сложности. Это уверенность здоро­ вого, сильного духом, твердого в своих нравственных убеждениях советского че­ ловека, которого не страшат всяческие не­ избежные семейные конфликты. Но есть и другие люди, отягощенные пережитка­ ми прошлого, просто слабовольные и нравственно неустойчивые, есть еще и отрицательные явления в нашей жизни и есть борьба с ними. И разве активное участие во всей этой борьбе — не важ­ нейшая задача всей идеологической, в том числе творческой работы? Какой же, в противном случае идейный смысл вкладывает И. Масеев в категории «пре­ красного» и «безобразного», и как быть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2