Сибирские огни, 1959, № 9

ны жизни нового человека находятся в нераздельной взаимосвязи. Но в лите­ ратуре эта тема еще ждет своего худо­ жественного воплощения, и в ней писа­ тель найдет богатейший выбор всевоз­ можных конфликтов, в том числе твор­ ческих и других личных неудач и стра­ даний — не случайных, а закономер­ ных, связанных с борьбой между новым и старым в быту и в психологии лю­ дей. Конфликт конфликту рознь, но разве неправильно, что и в названных И. Ма- сеевым конфликтах можно и нужно ви­ деть прежде всего борьбу нового со ста­ рым? Наша литература не может игно­ рировать интимные переживания людей, психологические проблемы. Но если речь идет о выборе значительного драматиче­ ского конфликта для художественного изображения, то не правомерно ли тре­ бовать, чтобы даже внутренние, психо­ логические конфликты рассматривались прежде всего с позиции борьбы за нового человека коммунистического общества? Где-где, а в личной жизни, в бытовой психологии очень много еще не просто устаревшего, но и пережитков капита­ лизма в полном смысле слова, и вскры­ вать их, бороться с ними здесь значи­ тельно труднее, чем в общественных сторонах жизни. Не в вину, а в заслу ­ гу надо ставить писателям и критикам, принимающим на себя такой труд. К примеру, идейное содержание пове­ сти В. Тендрякова «Чудотворная», в ко­ торой, к слову сказать, нет недостатка в изображении страданий, можно «све­ сти» к борьбе с религиозными предрас­ судками. Но побольше бы таких пове­ стей! Произведения такого рода тем бо­ л ее необходимы, что наша научно-ате­ истическая пропаганда обычно раскрыва­ ет только неразумность религии, ее не­ соответствие единственно правильному научному взгляду на мир. Но ведь рели­ гия —• это не только мировоззрение. Это определенная направленность человече­ ских переживаний и чувств, психология бессилия, слабости, страха перед все­ вышним. Писателю удалось то, что мы не в состоянии сделать другими средст­ вами антирелигиозной работы, — рас­ крыть ущербную психологию верующего человека. Его повесть больше, чем деся ­ ток лекций, помогает борьбе за воспи­ тание нового, свободного от гнета рели­ гии, распрямленного человека, уверенно­ го в себе хозяина своей жизни. «Писатели и критики, — продолжает И. Масеев, — сводящие все конфликты нашей жизни к борьбе с пережитками капитализма, очевидно, всерьез считают, что при коммунизме вместе с исчезнове­ нием буржуазных пережитков исчезнут все трудности или просчеты в творчест­ ве людей, грубые и даже непроститель­ ные ошибки в их поступках, муки сове­ сти, семейные конфликты или душевная боль неразделенной любви!» (стр. 135). Сомнительно, чтобы какие-либо писа­ тели и критики всерьез думали что-либо подобное, чтобы они так упрощенно по­ нимали конфликты и так примитивно представляли себе коммунистическое об­ щество. Конечно, и при коммунизме щизнь будет сложной и противоречивой, и там будут трудности и конфликты, бу­ дут и неудачи, и болезни, и ревность, и несчастная любовь. А главное — там не сохранятся буржуазные пережитки, но все же будет происходить в новых формах борьба нового со старым, передового с консервативным; и при коммунизме бу­ дут, кстати сказать, критики и писатели, ищущие конфликты в борьбе нового про­ тив старого. Разумеется, сфера личных чувств, ин­ тимных отношений и переживаний лю­ дей очень сложна. Но и здесь, как и во всем остальном (скажем, в отношении к труду и ко всему общественному), пси­ хологическая природа человека опреде­ ляется не врожденными биологическими инстинктами и влечениями, а обществен­ ными, социальными условиями, измене­ ние которых ведет к глубоким изменени­ ям в сознании, нравах, психологии лю­ дей. Дальнейшие большие изменения в быту и в чертах характера советского человека произойдут в начавшемся семи­ летии. Поэтому неправильны утвержде­ ния, будто в сфере личных чувств гос­ подствует лишь «вечное», «общечело­ веческое» и нет смысла различать ста­ рое и новое, передовое и отсталое. Такой подход и был бы как раз упрощенчест­ вом. Очень верно писала об этом в «Лите­ ратурной газете» в день открытия Треть­ его съезда писателей СССР Г. Николае­ ва: «Ведь даже такие извечные челове­ ческие чувства, как любовь, материнст­ во, жажда жизни, приобретают новые черты... По-новому окрашиваются роди­ тельские чувства — все сильнее прони­ кает в психику людей сознание ответст­ венности за семью, за детей перед обще­ ством». Об этом же говорил на съ езде башкирский писатель Анвер Бикчентаев. отметивший, что чувства любви, ревно­ сти, грусти у советских людей не похо­ жи на чувства людей прошлых эпох, что поэтому нельзя упрощенно трактовать эти чувства в психологических романах о нашем времени, копировать их с рома­ нов XVII, XVIII, XIX веков. «Мы не все­ гда точно и остро улавливаем эти изме­ нения, озаренные светом новых общест­ венных отношений». Конечно, эти писатели правы. Сами «вечные» чувства изменялись в период строительства социализма и сейчас в процессе развернутого строительства коммунистического общества вместе с изменениями нравов советских людей приобретают все новые качества. Эти изменения постепенны, незаметны на первых порах, но они происходят посто­ янно. Несомненно, например, что факти­ ческое раскрепощение женщины в на­ шей стране и все более активное ее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2