Сибирские огни, 1959, № 9
ны жизни нового человека находятся в нераздельной взаимосвязи. Но в лите ратуре эта тема еще ждет своего худо жественного воплощения, и в ней писа тель найдет богатейший выбор всевоз можных конфликтов, в том числе твор ческих и других личных неудач и стра даний — не случайных, а закономер ных, связанных с борьбой между новым и старым в быту и в психологии лю дей. Конфликт конфликту рознь, но разве неправильно, что и в названных И. Ма- сеевым конфликтах можно и нужно ви деть прежде всего борьбу нового со ста рым? Наша литература не может игно рировать интимные переживания людей, психологические проблемы. Но если речь идет о выборе значительного драматиче ского конфликта для художественного изображения, то не правомерно ли тре бовать, чтобы даже внутренние, психо логические конфликты рассматривались прежде всего с позиции борьбы за нового человека коммунистического общества? Где-где, а в личной жизни, в бытовой психологии очень много еще не просто устаревшего, но и пережитков капита лизма в полном смысле слова, и вскры вать их, бороться с ними здесь значи тельно труднее, чем в общественных сторонах жизни. Не в вину, а в заслу гу надо ставить писателям и критикам, принимающим на себя такой труд. К примеру, идейное содержание пове сти В. Тендрякова «Чудотворная», в ко торой, к слову сказать, нет недостатка в изображении страданий, можно «све сти» к борьбе с религиозными предрас судками. Но побольше бы таких пове стей! Произведения такого рода тем бо л ее необходимы, что наша научно-ате истическая пропаганда обычно раскрыва ет только неразумность религии, ее не соответствие единственно правильному научному взгляду на мир. Но ведь рели гия —• это не только мировоззрение. Это определенная направленность человече ских переживаний и чувств, психология бессилия, слабости, страха перед все вышним. Писателю удалось то, что мы не в состоянии сделать другими средст вами антирелигиозной работы, — рас крыть ущербную психологию верующего человека. Его повесть больше, чем деся ток лекций, помогает борьбе за воспи тание нового, свободного от гнета рели гии, распрямленного человека, уверенно го в себе хозяина своей жизни. «Писатели и критики, — продолжает И. Масеев, — сводящие все конфликты нашей жизни к борьбе с пережитками капитализма, очевидно, всерьез считают, что при коммунизме вместе с исчезнове нием буржуазных пережитков исчезнут все трудности или просчеты в творчест ве людей, грубые и даже непроститель ные ошибки в их поступках, муки сове сти, семейные конфликты или душевная боль неразделенной любви!» (стр. 135). Сомнительно, чтобы какие-либо писа тели и критики всерьез думали что-либо подобное, чтобы они так упрощенно по нимали конфликты и так примитивно представляли себе коммунистическое об щество. Конечно, и при коммунизме щизнь будет сложной и противоречивой, и там будут трудности и конфликты, бу дут и неудачи, и болезни, и ревность, и несчастная любовь. А главное — там не сохранятся буржуазные пережитки, но все же будет происходить в новых формах борьба нового со старым, передового с консервативным; и при коммунизме бу дут, кстати сказать, критики и писатели, ищущие конфликты в борьбе нового про тив старого. Разумеется, сфера личных чувств, ин тимных отношений и переживаний лю дей очень сложна. Но и здесь, как и во всем остальном (скажем, в отношении к труду и ко всему общественному), пси хологическая природа человека опреде ляется не врожденными биологическими инстинктами и влечениями, а обществен ными, социальными условиями, измене ние которых ведет к глубоким изменени ям в сознании, нравах, психологии лю дей. Дальнейшие большие изменения в быту и в чертах характера советского человека произойдут в начавшемся семи летии. Поэтому неправильны утвержде ния, будто в сфере личных чувств гос подствует лишь «вечное», «общечело веческое» и нет смысла различать ста рое и новое, передовое и отсталое. Такой подход и был бы как раз упрощенчест вом. Очень верно писала об этом в «Лите ратурной газете» в день открытия Треть его съезда писателей СССР Г. Николае ва: «Ведь даже такие извечные челове ческие чувства, как любовь, материнст во, жажда жизни, приобретают новые черты... По-новому окрашиваются роди тельские чувства — все сильнее прони кает в психику людей сознание ответст венности за семью, за детей перед обще ством». Об этом же говорил на съ езде башкирский писатель Анвер Бикчентаев. отметивший, что чувства любви, ревно сти, грусти у советских людей не похо жи на чувства людей прошлых эпох, что поэтому нельзя упрощенно трактовать эти чувства в психологических романах о нашем времени, копировать их с рома нов XVII, XVIII, XIX веков. «Мы не все гда точно и остро улавливаем эти изме нения, озаренные светом новых общест венных отношений». Конечно, эти писатели правы. Сами «вечные» чувства изменялись в период строительства социализма и сейчас в процессе развернутого строительства коммунистического общества вместе с изменениями нравов советских людей приобретают все новые качества. Эти изменения постепенны, незаметны на первых порах, но они происходят посто янно. Несомненно, например, что факти ческое раскрепощение женщины в на шей стране и все более активное ее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2