Сибирские огни, 1959, № 9
же самое можно сказать о других отрица тельных литературных персонажах. Что ж е касается таких, как Андрей Соколов («Судьба человека»), страдания которого поистине неимоверны, Алек сей Мересьев («Повесть о настоящем че ловеке»), страдающий от физических недостатков, или, в другом аспекте, док тор Аржанов (трилогия А . Коптяевой), которому дважды не повезло в семейных делах , то их по-настоящему даже нель зя назвать неудачниками, — настолько изменилась в советских условиях сама природа страдания, настолько оно пере стало быть безнадежным, безысход ным. Эти и другие подобные им страда ющие герои никак не похожи на карика турных «боевитых бодрячков». Но даже в самых трагических страданиях положи тельных героев нашей литературы нет отчаяния, свойственного либо представи телям гибнущих классов, либо закорене лым носителям отживающих взглядов и нравов. Наоборот, в них отражено вы сокое мужество настоящего советского человека, бесконечно далекое от пере живаний всякого рода обиженных роком несчастливцев, «лишних» и «убогих» лю дей, являвшихся модными персонажами литературы и искусства прошлого. И еще. Тема бедствий, несчастий, страданий человека — положительного героя нашей литературы — бесспорно весьма выигрышна с точки зрения кон фликтности. В ней легче всего найти за хватывающие, потрясающие конфликты. К тому же этот путь наиболее протоптан: литература прошлого, отражая общест венные условия, в которых зло и безо бразие, беды и горести всю жизнь окру жали и преследовали передового чело века, создала много великих образов му чеников и страдальцев. Но следует ли в угоду выигрышному конфликту во что бы то ни стало выискивать несчастья и страдания там, где их становится все меньше и меньше? Нельзя не согласить ся с высказанной Д. Граниным на Треть ем съ езд е писателей СССР мыслью о том, что одной из важнейших тем нашей литературы, в отличие от реалистиче ской литературы прошлых веков, стано вится тема счастья нового человека. Что же до конфликтности, то не уста рело ли убеждение, будто счастье бес конфликтно и о счастливом человеке не чего писать? Для советского человека счастье — это не безмятежное сытое су ществование, а творческое горение и по стоянная борьба, в которой всегда най дутся конфликты. Но только это кон фликты особого рода, иной подход тре буется к их изображению. Азербайджанский писатель Мехти Гусейн, выступая на съ е зд е писателей, заметил, например, что многие толстов ские приемы раскрытия внутреннего мира героев сейчас нельзя использовать, так как переживания наших современни ков качественно отличаются от пережи ваний людей эпохи Толстого. «Мой со временник мыслит совсем в ином ритме и темпе, и мысли его почти всегда пере ходят в действие». Рядом с этим пра вильным наблюдением странными кажут ся сетования К. Паустовского о том, что, мол, наши писатели боятся писать о страданиях и что в нашей литературе якобы существует вредная традиция благополучных концов. «Хорошо, — пи шет этот писатель, — что Лев Толстой успел написать «Анну Каренину» до по явления этой традиции. Он... позволил Анне разрушить семью и умереть из чи сто личных и потому недопустимых со ображений». Рассуждения о традициях «благопо лучных концов» попросту неверны, и нет даже необходимости приводить здесь многочисленные примеры произведений советской литературы, где концы никак нельзя назвать благополучными для по ложительных героев. Нет у нас недостат ка и в произведениях, изображающих разрушение семьи. Наоборот, здесь на метилась, скорее, другая крайность, ко торая заключается в том, что слишком многие семейные конфликты разрешают ся в наших романах, пьесах и кинофиль мах не укреплением, а разрушением существующей семьи. А ведь это тоже своего рода упрощенное изображение действительности. В реальной жизни соотношение «антагонистических» и «неантагонистических» семейных кон фликтов совсем не таково, да и «антаго нистические» во многих случаях перехо дят в «неантагонистические». Мало и очень бледно пишется о семьях, которые не разрушаются, а укрепляются в ре зультате того, что настоящая любовь проходит через все испытания. Роман Д. Гранина «После свадьбы» — одно из немногих приятных исключений. Возвращаясь к вопросу о неудачни ках, хотелось бы также обратить внима ние на следующее обстоятельство, опре деляемое самой жизнью. Не только пья ница, хулиган или иной злостный нару шитель правил социалистического об щества, но и всякий, кто не хочет посто янно расти во всех отношениях и отста ет от требований развивающейся социа листической действительности, неизбеж но окажется в жизни неудачником. Для того, чтобы хорошо работать, а стало быть и рассчитывать на общественное уважение и общественные блага, надо непрерывно учиться — в широком, а не узко школьном смысле этого слова, по стоянно совершенствовать свои умения и навыки. А для того, чтобы успешно учиться и жить полнокровной жизнью, необходим в числе прочих условий здо ровый быт. Нельзя в современных условиях раз делять эти стороны жизни советского человека. Недаром новая форма соревно вания охватывает не только производ ство, но и учебу и быт. Первый опыт бригад и ударников коммунистического труда подтверждает, что все эти сторо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2