Сибирские огни, 1959, № 9
нужной нашему народу темы, забывая о е е художественном воплощении. На оборот, чем важнее поднятая писателем современная тема, тем больше художест венного мастерства требуется от него. Идейность неотделима от художествен ности, не может быть высокого идейного содержания без соответствующей худо жественной формы. Но ведь, с другой стороны, и художественность неотделима от идейности, от того, отражены ли вооб ще и насколько правильно отражены в произведении процессы борьбы за новое, коммунистическое. Вот эта, другая, сто рона оставлена автором в тени, когда он ведет речь о внутренних психологиче ских конфликтах. Вольно или невольно, тон его статьи заставляет читателя пред полагать, будто невозможно худож ест венно правдиво отобразить всю слож ность внутреннего духовного мира на шего человека, если художник обращает главное внимание на борьбу нового про тив старого, что, соответственно этому, и критик не способен правильно оценить произведение, если он с подобных пози ций подходит к его анализу. И. Масеев пишет, будто в ряде тео ретических и критических работ наме тилась тенденция к упрощенному пони манию сущности Драматического кон фликта, «согласно которому конфликт в искусстве сводится к борьбе между новым и старым, между прогрессивным и реакционным» (стр. 152 . Здесь и в дальнейшем подчеркнуто мною. — В . Р .). Осуждая эту мнимую тенденцию, автор предлагает свое, приведенное вы ше, толкование драматического кон фликта, которое, как он пишет, весьма важно для художника, «стремящегося воспроизвести те или иные сложные яв ления человеческой жизни, но не могу щего втиснуть их в предписываемые ему критиком рамки преодоления пережит ков капитализма или исчерпывающе и целиком осветить их в своем произведе нии только с позиции борьбы между но вым и старым (как, например, процесс творчества или интимные отношения)» (стр. 154). Критикуя тех, кто в художественном творчестве и в критике интересуется пре имущественно борьбой с пережитками капитализма в сознании людей, И. Ма сеев пишет следующее: «Можно ли свести к ликвидации бур жуазных пережитков в сознании людей содержание и цели той острой борьбы, которую ведет Коммунистическая пар тия против консерватизма и косности, которыми все еще заражены некоторые инженерно-технические, хозяйственные и научные работники? Нельзя, прежде все го потому, что именно значительные у с пехи социалистического строительства вскружили головы некоторым работни кам промышленности и науки, породи ли у них настроения зазнайства и само успокоенности, в результате чего они потеряли чувство ответственности за по рученное дело, перестали вести борьбу за замену существующей техники новей шей, оказывая тем самым отрицатель ное влияние на технический прогресс» (стр. 131). Ну, хорошо, «сводить» не надо, так как косное, консервативное — это во все не только пережитки капитализма. А все ж е так ли уж не связаны консер ватизм и косность, настроения зазнайст ва и самоуспокоенности, отрицательно влияющие на технический прогресс, с теми же «пережитками в сознании», с некоммунистической психологией? Ведь не верно же, просто абсурдно утвержде ние, будто они порождаются успехами социалистического строительства! Если в обстановке успехов кое у кого и кру жится голова, то ясно, что причиной то му не успехи, а сама голова не в порядке. И. Масееву кажется, что в нашей ли т ер а т у р е и критике маловато пишется о страданиях вообще, что литераторы забывают о способности советских лю дей просто, по-человечески страдать. В его статье говорится, что, «оценивая да же такие по-настоящему драматические конфликты, как муки творчества, муки любви, неудачи в личной жизни или страдания от физических недугов, духов ных недостатков и т. д., некоторые кри тики пытаются свести все их содержа ние к борьбе общества или коллектива с пережитками капитализма в сознании отдельного человека» (стр. 134). «Сводить», конечно, и здесь не следу- *ет. В жизни отдельного человека быва ют такие страдания, которые, взятые сами по себе, никак не могут быть отне сены к классовым конфликтам или к пе режиткам капитализма. Но так ли уж необходимо тщательно изображать и оценивать такие страдания сами по себе? Автор, видимо, предполагает, что поня тия старого и нового совершенно непри менимы к области страданий и неудач в личной жизни. В этой связи хотелось бы сделать несколько замечаний по поводу страданий неудачников. Разные, конечно, бывают неудачи и страдания от них, по-разному изобража ются они и в нашей литературе. Но в большинстве случаев (и это закономерно для нашего общества) серьезные и не случайные неудачи, как в общественно производственной, так и в личной жизни, определяются тем, что старое, отжив шее мертвым грузом тащится за ногами людей, терпящих неудачи. Неудачника ми, например, оказываются из-за своей приверженности к устарелым методам руководства Борзов («Районные будни») и Вальган («Битва в пути»), терпит не удачу карьерист Орлеанцев («Братья Ер шовы»). Неудачлив и в сущности глу боко несчастлив в своей обреченности Григорий Бородин («Повитель»), вопло тивший в себе все самое отвратитель ное, что свойственно стяжательской частнособственнической психологии. То
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2