Сибирские огни, 1959, № 9
вает борьбу против частнособственниче ских пережитков в сознании людей, гневно бичует все старое, косное, страстно утверждает прогрессивные тен денции в развитии колхозной жизни. В статье И. А . Масеева «Сущность и роль конфликта в искусстве» («Пробле мы эстетики». Изд. АН СССР, 1958 , стр. 1 2 6— 171) основное внимание обра щено на выяснение сущности драматиче ского конфликта, как специфически художественной формы отражения про тиворечий и конфликтов жизни людей. Автор достаточно убедительно раскры вает основное выдвинутое им положение: «Специфическим содержанием драмати ческого конфликта является борьба меж ду прекрасным и безобразным и ее оценка в свете определенного, передово го для данного времени эстетического идеала» (стр. 154). Автор много и плодотворно потрудил ся над решением поставленной им про блемы, и его работа, бесспорно, интерес на и полезна как для специалистов, так и для неспециалистов. Однако она не свободна от неточностей и логических противоречий, которые необходимо, на наш взгляд, отметить. И. Масеев начинает с того, что упре кает философов в сведении «всех кон фликтов к антагонистическим противоре чиям» (стр. 134), считая это своеобраз ным проявлением «теории бесконфликт ности». В нашей философской, точнее, в социологической литературе понятие конфликта, действительно, связывается с противоречиями антагонистического ха рактера. В этом смысле говорится, на пример, о том, что неантагонистические противоречия между производительными силами и производственными отноше ниями в нашем обществе «могут быть своевременно выявлены и разрешены и потому не перерастают в конфликт» («Основы марксистской философии», 1958 , стр. 434 ) . Но этим не отрицается существование в социалистическом об ществе неантагонистических противоре чий. Поэтому не основательно суждение автора, что, мол, если конфликт есть классовое противоречие, разрешаемое антагонистической борьбой, то тогда по лучается, будто с ликвидацией антагони стических противоречий в социалистиче ском обществе исчезают все конфликты, как в жизни, так и в искусстве. По-видимому, здесь И. Масеев непра вомерно подменяет социологическое понятие конфликта, как борьбы антаго нистических классов, драматическим конфликтом, который может отражать и антагонистические и неантагонистиче ские реальные противоречия. Может быть, здесь сказывается известное несо вершенство терминологии, и философам, возможно, следует принять предлагае мые автором термины «антагонистиче ский конфликт» и «неантагонистический конфликт». Но, во всяком случае, тер мин «конфликт» вовсе не обязательно и в социологии и в эстетике должен иметь абсолютно одинаковое значение. В ис кусстве конфликт отражает борьбу про тив всего плохого, вредного, отсталого— относится ли это к пережиткам прошло го или к ошибкам и недостаткам в новой жизненной практике. И сам автор (на стр. 152 , 156), выясняя специфику худо жественного конфликта, справедливо вы сказывается против отождествления его с классовым конфликтом. Более четкое разграничение социоло гического и эстетического смысла этого термина позволило бы И. Масееву и з бежать ряда неточностей. Вопреки его утверждениям, тот взгляд, согласно ко торому полное преодоление антагонисти ческих противоречий будет означать ис чезновение связанных с ними классовых конфликтов, совсем не означает, будто коммунистическое общество рассматри вается как «царство бесконфликтности». И такой взгляд ни в какой мере не тол кает художника на одностороннее, упро щенное изображение процесса социали стического строительства. Другое дело, что в прошлом среди части философов действительно были попытки вообще от рицать существование трудностей, про тиворечий, отрицательных явлений в со циалистическом обществе и борьбу меж ду новым, передовым и старым, отста лым, консервативным. Подобные по пытки могли служить обоснованием пресловутой «теории бесконфликтности» в искусстве. Обращает на себя внимание то обстоя тельство, что сам И. Масеев несколько односторонне и упрощенно понимает борьбу между новым и старым, ошибоч но считая, что эта борьба может проис ходить только в отношениях между клас сами, между двумя общественно-полити ческими системами, между передовыми людьми и носителями буржуазных пере житков, но не в сфере индивидуальной психологии, личных чувств и страстей. Исходя из этого предположения, он с не которым раздражением и по существу не совсем справедливо выступает против тех писателей и критиков, которые ищут драматические конфликты в борьбе ново го со старым и, в частности, видят корни внутренних психологических конфликтов в процессах преодоления пережитков капитализма в сознании людей. Он утвер ждает. будто многие произведения искус ства рассматриваются критиками лишь с точки зрения значительности и глубины изображенной в них борьбы между но вым и старым и, будучи художественно слабыми, оцениваются высоко только за то, что их герои «красиво говорят о нравственности, гневно осуждая все и всяческие буржуазные пережитки в со знании советского человека» (стр. 156). Мы отнюдь не подвергаем сомнению бесспорное положение о необходимости глубокого и всестороннего анализа худо жественного произведения. Нельзя хва лить писателя только за выбор остро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2