Сибирские огни, 1959, № 9

вает борьбу против частнособственниче­ ских пережитков в сознании людей, гневно бичует все старое, косное, страстно утверждает прогрессивные тен­ денции в развитии колхозной жизни. В статье И. А . Масеева «Сущность и роль конфликта в искусстве» («Пробле­ мы эстетики». Изд. АН СССР, 1958 , стр. 1 2 6— 171) основное внимание обра­ щено на выяснение сущности драматиче­ ского конфликта, как специфически художественной формы отражения про­ тиворечий и конфликтов жизни людей. Автор достаточно убедительно раскры­ вает основное выдвинутое им положение: «Специфическим содержанием драмати­ ческого конфликта является борьба меж­ ду прекрасным и безобразным и ее оценка в свете определенного, передово­ го для данного времени эстетического идеала» (стр. 154). Автор много и плодотворно потрудил­ ся над решением поставленной им про­ блемы, и его работа, бесспорно, интерес­ на и полезна как для специалистов, так и для неспециалистов. Однако она не свободна от неточностей и логических противоречий, которые необходимо, на наш взгляд, отметить. И. Масеев начинает с того, что упре­ кает философов в сведении «всех кон­ фликтов к антагонистическим противоре­ чиям» (стр. 134), считая это своеобраз­ ным проявлением «теории бесконфликт­ ности». В нашей философской, точнее, в социологической литературе понятие конфликта, действительно, связывается с противоречиями антагонистического ха­ рактера. В этом смысле говорится, на­ пример, о том, что неантагонистические противоречия между производительными силами и производственными отноше­ ниями в нашем обществе «могут быть своевременно выявлены и разрешены и потому не перерастают в конфликт» («Основы марксистской философии», 1958 , стр. 434 ) . Но этим не отрицается существование в социалистическом об­ ществе неантагонистических противоре­ чий. Поэтому не основательно суждение автора, что, мол, если конфликт есть классовое противоречие, разрешаемое антагонистической борьбой, то тогда по­ лучается, будто с ликвидацией антагони­ стических противоречий в социалистиче­ ском обществе исчезают все конфликты, как в жизни, так и в искусстве. По-видимому, здесь И. Масеев непра­ вомерно подменяет социологическое понятие конфликта, как борьбы антаго­ нистических классов, драматическим конфликтом, который может отражать и антагонистические и неантагонистиче­ ские реальные противоречия. Может быть, здесь сказывается известное несо­ вершенство терминологии, и философам, возможно, следует принять предлагае­ мые автором термины «антагонистиче­ ский конфликт» и «неантагонистический конфликт». Но, во всяком случае, тер­ мин «конфликт» вовсе не обязательно и в социологии и в эстетике должен иметь абсолютно одинаковое значение. В ис­ кусстве конфликт отражает борьбу про­ тив всего плохого, вредного, отсталого— относится ли это к пережиткам прошло­ го или к ошибкам и недостаткам в новой жизненной практике. И сам автор (на стр. 152 , 156), выясняя специфику худо ­ жественного конфликта, справедливо вы­ сказывается против отождествления его с классовым конфликтом. Более четкое разграничение социоло­ гического и эстетического смысла этого термина позволило бы И. Масееву и з ­ бежать ряда неточностей. Вопреки его утверждениям, тот взгляд, согласно ко­ торому полное преодоление антагонисти­ ческих противоречий будет означать ис­ чезновение связанных с ними классовых конфликтов, совсем не означает, будто коммунистическое общество рассматри­ вается как «царство бесконфликтности». И такой взгляд ни в какой мере не тол­ кает художника на одностороннее, упро­ щенное изображение процесса социали­ стического строительства. Другое дело, что в прошлом среди части философов действительно были попытки вообще от­ рицать существование трудностей, про­ тиворечий, отрицательных явлений в со­ циалистическом обществе и борьбу меж­ ду новым, передовым и старым, отста­ лым, консервативным. Подобные по­ пытки могли служить обоснованием пресловутой «теории бесконфликтности» в искусстве. Обращает на себя внимание то обстоя­ тельство, что сам И. Масеев несколько односторонне и упрощенно понимает борьбу между новым и старым, ошибоч­ но считая, что эта борьба может проис­ ходить только в отношениях между клас­ сами, между двумя общественно-полити­ ческими системами, между передовыми людьми и носителями буржуазных пере­ житков, но не в сфере индивидуальной психологии, личных чувств и страстей. Исходя из этого предположения, он с не­ которым раздражением и по существу не совсем справедливо выступает против тех писателей и критиков, которые ищут драматические конфликты в борьбе ново­ го со старым и, в частности, видят корни внутренних психологических конфликтов в процессах преодоления пережитков капитализма в сознании людей. Он утвер­ ждает. будто многие произведения искус­ ства рассматриваются критиками лишь с точки зрения значительности и глубины изображенной в них борьбы между но­ вым и старым и, будучи художественно слабыми, оцениваются высоко только за то, что их герои «красиво говорят о нравственности, гневно осуждая все и всяческие буржуазные пережитки в со­ знании советского человека» (стр. 156). Мы отнюдь не подвергаем сомнению бесспорное положение о необходимости глубокого и всестороннего анализа худо­ жественного произведения. Нельзя хва­ лить писателя только за выбор остро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2