Сибирские огни, 1959, № 9

_________________________________________ Р $ Т Ш В . РЕБРИН К в о п р о с у о конфликтах В двух недавно вышедших сборниках по вопросам марксистско-ленинской эсте­ тики читателя, несомненно, заинтере­ суют, наряду с другими вопросами, статьи, посвященные проблемам кон­ фликта. И. Г. Куница в статье «Об особен­ ностях конфликта в пьесах «97» Н. Ку­ лиша, «Диктатура» И. Микитенко и «В степях Украины» А. Корнейчука («Про­ блемы социалистического реализма». Изд. ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1959 , стр. 161 — 211) пишет, что «драма­ тический конфликт является художест­ венно осмысленным отражением противо­ речий самой действительности, образует основу столкновения характеров, столк­ новения, которое составляет содержание фабулы пьесы, определяет источник драматического действия и организует все компоненты драмы» (стр. 164). Автор убедительно разъясняет мысль о том, что жизненные противоречия и конфликты вытекают из разнообразных проявлений всеобщего закона развития, закона борьбы нового со старым. Фор­ мы проявления жизненных противоре­ чий весьма многообразны, они не сво­ дятся только к борьбе с враждебной идеологией империализма, с силами иностранной реакции. Но основными, наиболее существенными являются сей­ час конфликты, отражающие борьбу со­ циалистического мира с буржуазным ми­ ром, борьбу социалистического сознания с пережитками капитализма. Драматург и писатель вообще должен уметь вы­ брать из колоссального многообразия жизненных конфликтов те, которые осо­ бенно характерны для ведущих тенден­ ций развития общества. Даже в сугубо «личных», «психологических» конфлик­ тах писатели раскрывают определенные классовые идеалы, показывают глубо­ кий социальный смысл драматической борьбы. Внутренняя борьба, происходя­ щая в сознании героя и накладывающая отпечаток на его поступки, — это борь­ ба против всего, что тянет человека- назад. Следующая важная мысль, которую- подчеркивает автор, заключается в том, что драматический конфликт есть исто­ рически конкретная категория. Каждый- исторический период рождает свои кон­ фликты, характерные для данного вре­ мени. В драматических конфликтах про­ изведений разных периодов отражается' борьба нового со старым в ее конкрет­ но-исторических формах. Даже в самых частных явлениях, в сугубо личных кол­ лизиях художник-реалист раскрывает конфликт в его исторической конкрет­ ности, так как на каждом новом исто­ рическом этапе вечные общечеловече­ ские проблемы встают по-новому и тре­ буют иного подхода к себе. Если в пер­ вые годы Советской власти драматургия- разрабатывала преимущественно анта­ гонистические конфликты борьбы нового мира со старым, то в период заверше­ ния строительства социализма и посте­ пенного перехода от социализма к ком­ мунизму сама жизнь выдвинула каче­ ственно новые конфликты неантагони­ стического характера. При этом сила- драматизма не снизилась, неантагони­ стические конфликты в драматических произведениях носят характер острой, напряженной борьбы. Анализируя три произведения укра­ инской советской драматургии, создан­ ные в разное время, И. Куница показы­ вает, что в них нашла отражение изме­ няющаяся природа противоречий и кон­ фликтов в жизни украинского села с на­ чала 20-х до конца 30-х годов. Во всех трех пьесах действуют не абстрактные- носители добра и зла, а живые люди с их страстями, разнообразные характе­ ры. Но если в пьесах о деревне 20-х го­ дов конфликты были построены преиму­ щественно на классовой борьбе с кула­ чеством, то комедия Корнейчука раскры­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2