Сибирские огни, 1959, № 9
_________________________________________ Р $ Т Ш В . РЕБРИН К в о п р о с у о конфликтах В двух недавно вышедших сборниках по вопросам марксистско-ленинской эсте тики читателя, несомненно, заинтере суют, наряду с другими вопросами, статьи, посвященные проблемам кон фликта. И. Г. Куница в статье «Об особен ностях конфликта в пьесах «97» Н. Ку лиша, «Диктатура» И. Микитенко и «В степях Украины» А. Корнейчука («Про блемы социалистического реализма». Изд. ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1959 , стр. 161 — 211) пишет, что «драма тический конфликт является художест венно осмысленным отражением противо речий самой действительности, образует основу столкновения характеров, столк новения, которое составляет содержание фабулы пьесы, определяет источник драматического действия и организует все компоненты драмы» (стр. 164). Автор убедительно разъясняет мысль о том, что жизненные противоречия и конфликты вытекают из разнообразных проявлений всеобщего закона развития, закона борьбы нового со старым. Фор мы проявления жизненных противоре чий весьма многообразны, они не сво дятся только к борьбе с враждебной идеологией империализма, с силами иностранной реакции. Но основными, наиболее существенными являются сей час конфликты, отражающие борьбу со циалистического мира с буржуазным ми ром, борьбу социалистического сознания с пережитками капитализма. Драматург и писатель вообще должен уметь вы брать из колоссального многообразия жизненных конфликтов те, которые осо бенно характерны для ведущих тенден ций развития общества. Даже в сугубо «личных», «психологических» конфлик тах писатели раскрывают определенные классовые идеалы, показывают глубо кий социальный смысл драматической борьбы. Внутренняя борьба, происходя щая в сознании героя и накладывающая отпечаток на его поступки, — это борь ба против всего, что тянет человека- назад. Следующая важная мысль, которую- подчеркивает автор, заключается в том, что драматический конфликт есть исто рически конкретная категория. Каждый- исторический период рождает свои кон фликты, характерные для данного вре мени. В драматических конфликтах про изведений разных периодов отражается' борьба нового со старым в ее конкрет но-исторических формах. Даже в самых частных явлениях, в сугубо личных кол лизиях художник-реалист раскрывает конфликт в его исторической конкрет ности, так как на каждом новом исто рическом этапе вечные общечеловече ские проблемы встают по-новому и тре буют иного подхода к себе. Если в пер вые годы Советской власти драматургия- разрабатывала преимущественно анта гонистические конфликты борьбы нового мира со старым, то в период заверше ния строительства социализма и посте пенного перехода от социализма к ком мунизму сама жизнь выдвинула каче ственно новые конфликты неантагони стического характера. При этом сила- драматизма не снизилась, неантагони стические конфликты в драматических произведениях носят характер острой, напряженной борьбы. Анализируя три произведения укра инской советской драматургии, создан ные в разное время, И. Куница показы вает, что в них нашла отражение изме няющаяся природа противоречий и кон фликтов в жизни украинского села с на чала 20-х до конца 30-х годов. Во всех трех пьесах действуют не абстрактные- носители добра и зла, а живые люди с их страстями, разнообразные характе ры. Но если в пьесах о деревне 20-х го дов конфликты были построены преиму щественно на классовой борьбе с кула чеством, то комедия Корнейчука раскры
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2