Сибирские огни, 1959, № 9
Е. П. Р о г о з и н с к а я - Н и к о л а е н к о . «Двадца тилетие» . В роли А ле кса н д ры Ш и р о к и х — Е. А г а р о н о .в а. В роли Сергея С ал ты ко ва — С. Г а л. у з а. звать периодом творческой зрелости. Многообразные и многоплановые роли играет Елена Герасимовна, широк ее диапазон. Здесь и роли комедийные и лирические, такие, как Мирандолина («Хозяйка гостиницы») или Катарина («Укрощение строптивой»), здесь и роли трагедийного накала (Анна Каренина и Катюша Маслова). Е. Агаронова играет и роли драматического плана (Юлия Туги- на и Негина в пьесах Островского) и роли острохарактерные и сатирические (Юль- ясевичева в «Морали пани Дульской»). Артистка умеет быть, когда это нуж но, предельно скупой на краски, сдер жанно и лаконично передавать глубо кую драму человека, как, например, в ролях Татьяны («Мещане»), Александры Ивановны («Персональное дело») или Любови Яровой. Тогда зритель неотрыв но следит за каждым поворотом голо вы, за выражением глаз... А в глазах Елены Герасимовны можно прочесть все. ...Лучистый взгляд, полный любви, устремляет Татьяна-Агаронова на Нила. И взгляд тотчас угасает, когда она убе ждается . что ее любовь не встречает взаимности... («Мещане»). ...С достоинством и со сдержанным гневом глядит Александра Ивановна на карьериста Полудина, и этот прожжен ный лицемер невольно ежится, теряет свое наигранное спокойствие («Персо нальное дело»). ...Погруженная в свои мучительные раздумия, Любовь Яровая не замечает горячей привязанности электромонтера Вани Колосова. А когда услышала от него слова любви, ее взгляд, немного удивленный, ласково-дружелюбный оста навливает пылкие признания... Искусными интонациями, четко раз работанными мизансценами можно обма нуть зрителя, заставить поверить, что перед тобой артист, глубоко чувствую щий своего героя. Но глаза... Глаза вы дадут. Холодный, ничего не выражаю щий взгляд актера-ремесленника разо бьет правдоподобие образа. Нужно многое знать о своем герое, сделать его духовный мир своим собственным, чтобы глаза актера стали вот таким зеркалом души, как у Е. Агароновой. Елена Герасимовна умеет быть, ког да это нужно, безудержно щедрой на краски, яркой и задорной. Таковы ее Мирандолина и Катарина. Простодушно и искренне рассказывает Мирандолина- Агаронова о своих победах над марки зом и графом. Зритель вместе с кавале ром Рипафрата начинает верить в правду ее слов. Но вот неожиданный поворот, лукавая улыбка, и становится ясно, что все это игра: трактирщица ве дет любовный поединок с убежденным женоненавистником во имя утверждения силы женского ума и красоты. В ролях этого плана у актрисы ярок и вырази телен жест, мимика, грациозной женст венностью веет от каждого ее движения. Иные выразительные средства нахо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2