Сибирские огни, 1959, № 9

Е. П. Р о г о з и н с к а я - Н и к о л а е н к о . «Двадца тилетие» . В роли А ле кса н д ры Ш и р о ­ к и х — Е. А г а р о н о .в а. В роли Сергея С ал ты ко ва — С. Г а л. у з а. звать периодом творческой зрелости. Многообразные и многоплановые роли играет Елена Герасимовна, широк ее диапазон. Здесь и роли комедийные и лирические, такие, как Мирандолина («Хозяйка гостиницы») или Катарина («Укрощение строптивой»), здесь и роли трагедийного накала (Анна Каренина и Катюша Маслова). Е. Агаронова играет и роли драматического плана (Юлия Туги- на и Негина в пьесах Островского) и роли острохарактерные и сатирические (Юль- ясевичева в «Морали пани Дульской»). Артистка умеет быть, когда это нуж ­ но, предельно скупой на краски, сдер­ жанно и лаконично передавать глубо­ кую драму человека, как, например, в ролях Татьяны («Мещане»), Александры Ивановны («Персональное дело») или Любови Яровой. Тогда зритель неотрыв­ но следит за каждым поворотом голо­ вы, за выражением глаз... А в глазах Елены Герасимовны можно прочесть все. ...Лучистый взгляд, полный любви, устремляет Татьяна-Агаронова на Нила. И взгляд тотчас угасает, когда она убе ­ ждается . что ее любовь не встречает взаимности... («Мещане»). ...С достоинством и со сдержанным гневом глядит Александра Ивановна на карьериста Полудина, и этот прожжен­ ный лицемер невольно ежится, теряет свое наигранное спокойствие («Персо­ нальное дело»). ...Погруженная в свои мучительные раздумия, Любовь Яровая не замечает горячей привязанности электромонтера Вани Колосова. А когда услышала от него слова любви, ее взгляд, немного удивленный, ласково-дружелюбный оста­ навливает пылкие признания... Искусными интонациями, четко раз­ работанными мизансценами можно обма­ нуть зрителя, заставить поверить, что перед тобой артист, глубоко чувствую­ щий своего героя. Но глаза... Глаза вы­ дадут. Холодный, ничего не выражаю­ щий взгляд актера-ремесленника разо­ бьет правдоподобие образа. Нужно многое знать о своем герое, сделать его духовный мир своим собственным, чтобы глаза актера стали вот таким зеркалом души, как у Е. Агароновой. Елена Герасимовна умеет быть, ког­ да это нужно, безудержно щедрой на краски, яркой и задорной. Таковы ее Мирандолина и Катарина. Простодушно и искренне рассказывает Мирандолина- Агаронова о своих победах над марки­ зом и графом. Зритель вместе с кавале­ ром Рипафрата начинает верить в правду ее слов. Но вот неожиданный поворот, лукавая улыбка, и становится ясно, что все это игра: трактирщица ве­ дет любовный поединок с убежденным женоненавистником во имя утверждения силы женского ума и красоты. В ролях этого плана у актрисы ярок и вырази­ телен жест, мимика, грациозной женст­ венностью веет от каждого ее движения. Иные выразительные средства нахо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2