Сибирские огни, 1959, № 9
и Фернандо-брата, приговоренного к казни. Ноэми сходит с ума. Наибольшую трудность для исполни тельницы представляла сцена сума сшествия. Актер только тогда бывает правдив на сцене, если совершает логи ческие, целесообразные действия. Но где найти логику в поведении безумной? В крайнем порыве отчаяния Ноэми вдруг восклицает: «Я буду петь, пля сать и веселиться!». Долго н е давалась эта сцена Елене Герасимовне. Но однажды на улице к ней обратилась странная женщина. Про износя совершенно бессвязные слова, она, очевидно, была убеждена , что ведет содержательную беседу . Артистка поня ла, что перед ней помешанная, и с удво енным вниманием принялась наблюдать. В больной поражала сосредоточенность, серьезность, конфиденциальность тона. На очередной репетиции Елена Гераси мовна попыталась совершать конкрет ные действия, мысленно обращаясь к отсутствующим на сцене объектам. Все переходы настроения стали внутренне мотивированными, появилась та сосре доточенность и серьезность, которые по разили при случайной встрече. И сцена сумасшествия зажила с трагедийной си лой. Причем артистка нигде не перехо дила грани реалистического исполнения, не доходила до ненавистной с детства патологии чувствований. Растрепанная, с пронзительным воп лем вылетала она на сцену и в исступ лении билась головой о скамью. Но она даже не прикасалась к декорации — мизансцена выполнялась чисто техниче ски. Сильное впечатление производили контрастные переходы от буйного поме шательства к лирическим проникновен ным словам, обращенным к брату. Кри тика справедливо отмечала исполнение роли Ноэми в числе наилучших актер ских работ этого, в целом очень хоро шего, спектакля. За этот ж е период Е. Агароновой было сыграно несколько ролей в совре менных советских пьесах. Удачами актрисы были роли Вари в «Парне из нашего города» К. Симонова и Машень ки в одноименной пьесе А . Афиноге нова. Премьера «Машеньки» совпала с днем объявления войны. Трудно пере дать настроения артистов и зрителей этого спектакля. На сцене проходила жизнь милого, немного чудаковатого профессора Окаемова и его внучки Ма шеньки, такой чуткой, заботливой, до верчивой девочки. А где-то на Западе уж е рвались снаряды, лилась кровь не винных людей. Перед лицом надвинув шихся грозных событий заботы и радо сти вчерашнего мирного дня представа ли. как светлое и мучительное воспоми нание. Слезы сверкали на глазах и ак теров и зрителей, сами собой стискива лись зубы , сжимались кулаки... Вскоре после начала войны начались странствия «Красного факела» по Куз бассу. Сначала Сталинск, потом Про копьевск, выступления на шахтах, руд никах... С увлечением работала Е. Агаронова над ролью Ольги в пьесе «'Петр Кры мов» К. Финна. Ставила спектакль- Н. С. Рашевская, режиссер Пушкинско го театра. В творческой манере этого художника сцены была одна особен ность, которая очень полюбилась Елене Герасимовне: стремление к ярким круп ным мазкам. — Играть нужно крупно, — говори ла Наталья Сергеевна. — Не пренебре гая отделкой мелочей, никогда не нуж но забывать, что не они — цель наших поисков. Можно расцветить роль беско нечным количеством красок, но это бу дет только во вред целому. В результате такого подхода к реше нию образа небольшая роль Ольги, мо лодого врача, жены инженера Крымова, стала у Е. Агароновой значительной, а добровольный уход ее на фронт вос принимался как широкое обобщение. Весело , непринужденно играла в паре- с чудесным Львом Гурычем Синички ным — М. Ф. Кириковым Елена Гера симовна роль юной дебютантки Лизы (водевиль А . Ленского). Хорошие коме дийные данные продемонстрировала в роли Дианы («Собака на сене») — в первой своей роли в стихах. Большое удовлетворение получали артисты, ког да могли вызвать у людей улыбку, смех в те трудные годы. В 1 9 4 3 г. «Красный факел» вернул ся в Новосибирск и, начиная с этого времени, его жизнь протекала внешне спокойно, если не считать, что впослед ствии он трижды выезжал на гастроли в Москву и Ленинград. Так ж е внешне спокойно протекала и жизнь Елены Ге расимовны. Новые роли, репетиции, спектакли... Но это только внешнее впе чатление. Разве может быть спокойст вие в искусстве? Каждый день был на сыщен напряженным трудом, поисками, сомнениями, неудачами и победами. В 1 9 4 4 г. Е. Агаронова вступает в партию. Ее неоднократно избирают де путатом городского Совета, с 1 9 4 3 г. она — бессменный председатель Ново сибирского отделения Всесоюзного теат рального общества.'В 1951 г. ее удостаи вают почетного звания Заслуженной ар тистки республики, а в 1957 г .— звания Народной артистки. На ее груди рядом с медалью «За доблестный труд в Вели кой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» появляется орден Трудового Крас ного Знамени. Таковы основные этапы на жизненном и творческом пути простой девушки и з бедной армянской семьи, ныне народ ной артистки РСФСР , орденоносца Еле ны Герасимовны Агароновой. Нам остается проследить один из ин тереснейших периодов ее творчества* который с полным основанием можно на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2