Сибирские огни, 1959, № 9

и Фернандо-брата, приговоренного к казни. Ноэми сходит с ума. Наибольшую трудность для исполни­ тельницы представляла сцена сума­ сшествия. Актер только тогда бывает правдив на сцене, если совершает логи­ ческие, целесообразные действия. Но где найти логику в поведении безумной? В крайнем порыве отчаяния Ноэми вдруг восклицает: «Я буду петь, пля­ сать и веселиться!». Долго н е давалась эта сцена Елене Герасимовне. Но однажды на улице к ней обратилась странная женщина. Про­ износя совершенно бессвязные слова, она, очевидно, была убеждена , что ведет содержательную беседу . Артистка поня­ ла, что перед ней помешанная, и с удво­ енным вниманием принялась наблюдать. В больной поражала сосредоточенность, серьезность, конфиденциальность тона. На очередной репетиции Елена Гераси­ мовна попыталась совершать конкрет­ ные действия, мысленно обращаясь к отсутствующим на сцене объектам. Все переходы настроения стали внутренне мотивированными, появилась та сосре­ доточенность и серьезность, которые по­ разили при случайной встрече. И сцена сумасшествия зажила с трагедийной си­ лой. Причем артистка нигде не перехо­ дила грани реалистического исполнения, не доходила до ненавистной с детства патологии чувствований. Растрепанная, с пронзительным воп­ лем вылетала она на сцену и в исступ­ лении билась головой о скамью. Но она даже не прикасалась к декорации — мизансцена выполнялась чисто техниче­ ски. Сильное впечатление производили контрастные переходы от буйного поме­ шательства к лирическим проникновен­ ным словам, обращенным к брату. Кри­ тика справедливо отмечала исполнение роли Ноэми в числе наилучших актер­ ских работ этого, в целом очень хоро­ шего, спектакля. За этот ж е период Е. Агароновой было сыграно несколько ролей в совре­ менных советских пьесах. Удачами актрисы были роли Вари в «Парне из нашего города» К. Симонова и Машень­ ки в одноименной пьесе А . Афиноге­ нова. Премьера «Машеньки» совпала с днем объявления войны. Трудно пере­ дать настроения артистов и зрителей этого спектакля. На сцене проходила жизнь милого, немного чудаковатого профессора Окаемова и его внучки Ма­ шеньки, такой чуткой, заботливой, до­ верчивой девочки. А где-то на Западе уж е рвались снаряды, лилась кровь не­ винных людей. Перед лицом надвинув­ шихся грозных событий заботы и радо­ сти вчерашнего мирного дня представа­ ли. как светлое и мучительное воспоми­ нание. Слезы сверкали на глазах и ак­ теров и зрителей, сами собой стискива­ лись зубы , сжимались кулаки... Вскоре после начала войны начались странствия «Красного факела» по Куз­ бассу. Сначала Сталинск, потом Про­ копьевск, выступления на шахтах, руд­ никах... С увлечением работала Е. Агаронова над ролью Ольги в пьесе «'Петр Кры­ мов» К. Финна. Ставила спектакль- Н. С. Рашевская, режиссер Пушкинско­ го театра. В творческой манере этого художника сцены была одна особен­ ность, которая очень полюбилась Елене Герасимовне: стремление к ярким круп­ ным мазкам. — Играть нужно крупно, — говори­ ла Наталья Сергеевна. — Не пренебре­ гая отделкой мелочей, никогда не нуж ­ но забывать, что не они — цель наших поисков. Можно расцветить роль беско­ нечным количеством красок, но это бу­ дет только во вред целому. В результате такого подхода к реше­ нию образа небольшая роль Ольги, мо­ лодого врача, жены инженера Крымова, стала у Е. Агароновой значительной, а добровольный уход ее на фронт вос­ принимался как широкое обобщение. Весело , непринужденно играла в паре- с чудесным Львом Гурычем Синички­ ным — М. Ф. Кириковым Елена Гера­ симовна роль юной дебютантки Лизы (водевиль А . Ленского). Хорошие коме­ дийные данные продемонстрировала в роли Дианы («Собака на сене») — в первой своей роли в стихах. Большое удовлетворение получали артисты, ког­ да могли вызвать у людей улыбку, смех в те трудные годы. В 1 9 4 3 г. «Красный факел» вернул­ ся в Новосибирск и, начиная с этого времени, его жизнь протекала внешне спокойно, если не считать, что впослед­ ствии он трижды выезжал на гастроли в Москву и Ленинград. Так ж е внешне спокойно протекала и жизнь Елены Ге­ расимовны. Новые роли, репетиции, спектакли... Но это только внешнее впе­ чатление. Разве может быть спокойст­ вие в искусстве? Каждый день был на­ сыщен напряженным трудом, поисками, сомнениями, неудачами и победами. В 1 9 4 4 г. Е. Агаронова вступает в партию. Ее неоднократно избирают де­ путатом городского Совета, с 1 9 4 3 г. она — бессменный председатель Ново­ сибирского отделения Всесоюзного теат­ рального общества.'В 1951 г. ее удостаи­ вают почетного звания Заслуженной ар­ тистки республики, а в 1957 г .— звания Народной артистки. На ее груди рядом с медалью «За доблестный труд в Вели­ кой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» появляется орден Трудового Крас­ ного Знамени. Таковы основные этапы на жизненном и творческом пути простой девушки и з бедной армянской семьи, ныне народ­ ной артистки РСФСР , орденоносца Еле­ ны Герасимовны Агароновой. Нам остается проследить один из ин­ тереснейших периодов ее творчества* который с полным основанием можно на­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2