Сибирские огни, 1959, № 9
выходками. По мере развития действия он становился все более непосредствен ным, иногда попросту, по-мальчишески растерянным. И в волнении замирал зал , когда в финале спектакля командир Эйно вручал боевую винтовку подтяну тому, сра зу повзрослевшему новорож денному бойцу Красной Армии. Как встречу с кем-то родным и близ ким восприняла Елена Герасимовна роль молодой учительницы Биби-Ханум («А ул Гидже» Н. Шестакова). Просто и убедительно раскрыла актриса образ новой туркменской женщины, глубоко уверенной в том, что «солнце взошло над Туркменистаном». В столкновениях с баем и ишаном, в борьбе Биби-Ханум з а раскрепощение забитых туркменских женщин и дехкан от старых представ лений было что-то, напоминающее Еле н е Герасимовне ее собственную работу в Баку по переписи населения. Силой, энергией, верой 'в правоту своего дела веяло от образа, созданного артисткой. В 1 9 3 2 г. Е. Агаронова вместе с му ж ем , артистом и режиссером этого ж е театра, была отозвана в Ленинград и приняла участие в организации Ленин градского областного ТЮЗа. В эти годы •осуществилась одна из заветных дум Елены Герасимовны — она сыграла роль Параши в «Горячем сердце» Встреча с певучим словом Островского, проникновение в тончайшую психологи ческую ткань образа ... Репетиции, а по том и спектакли были для артистки на стоящим праздником. Летом 19 3 5 г. Елена Герасимовна от ды хала в дачном местечке вблизи Л е нинграда. Уютно устроившись с книгой в гамаке, она задумалась . Как интерес н о складывается жизнь! Сбывается все, что казалось когда-то недостижимой меч той. Правда, почти всегда ей выпадало на долю быть в числе начинателей, по т ом у и трудностей хватила она нема л о . . . Но так даже лучше — больше до рожишь достигнутым. Вот сыграна и первая из пяти заветных ролей Остров ского. Спектакль принимал Брянцев. «Хорошо , 4то в вашем «Горячем серд це» есть горячее сердц е» , — шутливо сказал он. Удивительный человек Алек сандр Александрович. Создал лучший в стране детский театр, воспитал целую п л ея ду актеров, помог формированию детских драматургов, композиторов... И всего этого ему — мало! Он чувствует себя ответственным и за Новосибирский ТЮЗ, и за Ростовский, следит за твор ческим ростом своего питомца, где бы он ни находился ... Странно говорил он в последний раз с Еленой Герасимов ной! Она запомнила разговор слово в слово: «Ты из ТЮЗа уйдешь. ТЮЗ для тебя н е последняя остановка. И чем раньше уйдешь, тем лучше для тебя» . Вот уж каких слов никак не ожидала услышать Елена Герасимовна от самого искреннего поклонника детского театра! Она привыкла считать себя кадровой тюзянкой, полюбила свои роли травести, где такой простор ее природной непо средственности... И вот, оказывается, учитель видит в ней что-то другое, что, впрочем, совпадает и с ее собственны ми помыслами... Размышления Елены Герасимовны прервал приезд мужа. Николай Федоро вич Михайлов только что вернулся из Ленинграда и без дальних слов объ явил: — Мы едем обратно в Новосибирск. — Когда? — Завтра. Приехал директор ТЮЗа Маликов, говорит, что у них неблагопо лучно — заболели два актера, при шлось отпустить. Просят нас вернуться. — Ну, что же? Места знакомые... Едем! Лентюзовцы прошли великолепную школу театральной дисциплины. Р а зъ ехавшись по всей стране для организа ции детских театров, они повсюду про должали ощущать себя верными солда тами лентюзовского батальона. Поэтому пусть н е удивится читатель той легко сти, с которой приняла Елена Гераси мовна весть о серьезнейшей перемене в судьбе. Итак, снова Новосибирск... Теперь уж е на долгие годы. В последнее время своей тюзовской работы Е. Агаронова сыграла много ин тересных ролей: фея Бирилюна («Синяя птица» Метерлинка), Маша (в инсцени ровке повести Пушкина «Дубровский»), Зямка Копач в одноименной пьесе Да ниэля, Сережа Стрельцов в пьесе В. Любимовой того ж е названия... Сережа Стрельцов... Это, пожалуй, самое большое достижение Е. Агароно вой в плане травестийных ролей. Много поклонников завоевала она исполнением этой роли. Девочки писали ей письма, объяснялись ее герою в любви... Сережа Стрельцов — роль трудная. Исполните ля подстерегает опасность — показать интеллигентика прошлого, с головой ушедшего в байронические настроения. Актриса и постановщик Н. Михайлов исходили из предпосылки, что Сере жа — нормальный советский школьник, но с осложненной психикой, одаренный гордый мальчик, волею случая попав ший в трудные жизненные обстоятель ства. «Стратонавты — герои? Подумаешь, героизм — летать на выверенном до точности аппарате! И вообще — что это за героизм, если его проявляют обыкно венные люди?» — Эту Сережину тира ду Е. Агаронова произносила так, что за фальшью слов угадывалась нежная ранимая душа подростка, который стре мится словом погрубее прикрыть свое смятение перед сумбуром мыслей и чувств, нахлынувших на него после то го, как мать «ушла к другому мужу» . Прекрасно был передан артисткой про цесс физического и духовного выздоров ления Сережи. Зрители видели, как под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2