Сибирские огни, 1959, № 9
средственности. Вскоре Е. Агаронову стали считать основной исполнительни цей роли. Первые два года профессиональной работы, связанные с Лентюзом, были для молодой актрисы большой школой творческой дисциплины. На всю жизнь поняла она, насколько необходимы в театре слаженность, ансамбль. Ан самбль спектакля зарождается с малого, с обыкновенной творческой дисципли ны... В Леитюзе хотя бы минутное опоз дание на репетицию считалась чрезвы чайным происшествием. Дважды в неде лю актеры должны были являться на гим настические занятия, на лыжные вылаз ки и т. п. От этого никто не был осво божден . В театре существовало стро жайшее правило — все роли, от цент ральных до бессловесных, исполнять с одинаковой ответственностью и самоот дачей. Два года работы в Лентюзе были пер выми шагами к профессионализму, к умению вырабатывать творческое само чувствие не по наитию, а ежедневно, в точно определенные часы и минуты. Е. Агаронова училась соподчинять соб ственные интересы интересам большого творческого коллектива. * * * А дальше произошло то, что неизбеж но происходит с каждым подлинно твор ческим человеком — Елена Агаронова всей душой полюбила своего юного зри теля , самую идею тюзовского движения в стране. Поэтому, когда на чрезвычай ном собрании лентюзовцев было зачи тано обращение Слета Новосибирских пионеров с просьбой помочь их городу в создании собственного театра для д е тей, в числе добровольцев, вызвавшихся поехать в далекую Сибирь, оказалась и Е. Агаронова. Недолгими были сборы. И вот уж е Московский вокзал, толпа провожаю щих, теплые напутственные слова ... Пя теро лентюзовцев, имевшие весьма от даленное представление о Сибири вооб ще, о Новосибирске в частности, отпра вились в путь... Первые впечатления были безотрад ными. Ночью вышли на дощатый пер рон плохонького вокзала. Никто не встретил. Полутемными улочками среди покосившихся бревенчатых домишек с палисадничками пробирались в гостини цу. Март... В Ленинграде провожали с цветами, а здесь еще снег. В гостинице еле вымолили номер — один на всех. Особенно много хлопот до ставил шестой член маленького коллек тива, «актриса» по имени «Искра» — дрессированная собака, участница спек такля «Тимошкин рудник»: ее никак не хотели пускать в гостиницу. Но актерам не привыкать разыгрывать сцены — одни отвлекают внимание разговорами, другие проводят собаку за спиной за зевавшейся дежурной. Но первые трудности были ничто пе ред настоящими препятствиями, ожи давшими тюзовских энтузиастов. Когда уж е набраны были и труппа и студия, срепетирован первый спектакль, нача лись серьезнейшие ослояснения из-за помещения. Конфликт достиг таких раз меров, что вскоре ленинградцы убеди лись — театр им открыть не удастся, нужно отправляться обратно. Наступила последняя ночь в Новоси бирске. Лентюзовцы собрались все вмес те в своем общежитии в клубе «Юных ленинцев». Приводя доводы один не- опровержимее другого, еще и еще раз убеждали себя , что сделано все возмож ное, что единственный выход — у е з жать. С тем и уснули среди уж е собран ных вещей. Ночью проснулись. Кто-то закурил, кто-то присел на кровати, обхватив го лову руками. Молчали. Вдруг в темноте раздался голос: — Как ж е мы вернемся? С каким ли цом явимся перед товарищами, не сдер жав данного им слова?! Елена Герасимовна вслух произнесла то, что мысленно говорил себе каждый, что мучило, н е давало спать. Стоило прозвучать ее словам, как все сра зу за говорили, заспорили, начали строить но вые планы борьбы за театр. Об отъезде уж е никто не думал. 11 июля 1930 года после поистине героических усилий юного коллектива спектаклем «Тимошкин рудник» открыл ся первый в Сибири театр для детей. На открытие приехал А. Брянцев. Пи томцами Лентюза он мог по праву гор диться. Показан был не просто хороший спектакль, создана основа для дальней шего развития театра. Репертуарную основу Новосибирского ТЮЗа тех лет составляли спектакли на современную советскую тему. Во многих пьесах на долю Е. Агароновой выпада ли интересные роли. Пьеса А. Крона « В и н т о в к а № 4 9 2 1 1 6 » посвящена процессу пере воспитания беспризорных подростков в рядах Красной Армии. Роль главаря беспризорников Ирода обычно поруча лась актеру. Хмурый, нарочито грубый, размашистый парень — таким представ лялся он по пьесе. Смелым эксперимен том было поручить эту роль актрисе, да еще Агароновой, которая всегда отлича лась мягкостью, лиричностью красок. Но режиссер и актриса справедливо по лагали, что черты мрачности, грубости У Ирода — наносные. Все внимание они обратили на раскрытие процесса ломки характера. Е. Агаронова создала глубокий психологический р и с у н о к , убеждавший правдой внутренней жизни героя. Вначале перед зрителями был па ренек с упрямо опущенной головой, со средоточенный, замкнутый, изредка про рывавшийся наигранными д е р з к и м и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2