Сибирские огни, 1959, № 9

средственности. Вскоре Е. Агаронову стали считать основной исполнительни­ цей роли. Первые два года профессиональной работы, связанные с Лентюзом, были для молодой актрисы большой школой творческой дисциплины. На всю жизнь поняла она, насколько необходимы в театре слаженность, ансамбль. Ан­ самбль спектакля зарождается с малого, с обыкновенной творческой дисципли­ ны... В Леитюзе хотя бы минутное опоз­ дание на репетицию считалась чрезвы­ чайным происшествием. Дважды в неде­ лю актеры должны были являться на гим­ настические занятия, на лыжные вылаз­ ки и т. п. От этого никто не был осво­ божден . В театре существовало стро­ жайшее правило — все роли, от цент­ ральных до бессловесных, исполнять с одинаковой ответственностью и самоот­ дачей. Два года работы в Лентюзе были пер­ выми шагами к профессионализму, к умению вырабатывать творческое само­ чувствие не по наитию, а ежедневно, в точно определенные часы и минуты. Е. Агаронова училась соподчинять соб­ ственные интересы интересам большого творческого коллектива. * * * А дальше произошло то, что неизбеж ­ но происходит с каждым подлинно твор­ ческим человеком — Елена Агаронова всей душой полюбила своего юного зри­ теля , самую идею тюзовского движения в стране. Поэтому, когда на чрезвычай­ ном собрании лентюзовцев было зачи­ тано обращение Слета Новосибирских пионеров с просьбой помочь их городу в создании собственного театра для д е ­ тей, в числе добровольцев, вызвавшихся поехать в далекую Сибирь, оказалась и Е. Агаронова. Недолгими были сборы. И вот уж е Московский вокзал, толпа провожаю­ щих, теплые напутственные слова ... Пя­ теро лентюзовцев, имевшие весьма от­ даленное представление о Сибири вооб­ ще, о Новосибирске в частности, отпра­ вились в путь... Первые впечатления были безотрад­ ными. Ночью вышли на дощатый пер­ рон плохонького вокзала. Никто не встретил. Полутемными улочками среди покосившихся бревенчатых домишек с палисадничками пробирались в гостини­ цу. Март... В Ленинграде провожали с цветами, а здесь еще снег. В гостинице еле вымолили номер — один на всех. Особенно много хлопот до­ ставил шестой член маленького коллек­ тива, «актриса» по имени «Искра» — дрессированная собака, участница спек­ такля «Тимошкин рудник»: ее никак не хотели пускать в гостиницу. Но актерам не привыкать разыгрывать сцены — одни отвлекают внимание разговорами, другие проводят собаку за спиной за ­ зевавшейся дежурной. Но первые трудности были ничто пе­ ред настоящими препятствиями, ожи­ давшими тюзовских энтузиастов. Когда уж е набраны были и труппа и студия, срепетирован первый спектакль, нача­ лись серьезнейшие ослояснения из-за помещения. Конфликт достиг таких раз­ меров, что вскоре ленинградцы убеди­ лись — театр им открыть не удастся, нужно отправляться обратно. Наступила последняя ночь в Новоси­ бирске. Лентюзовцы собрались все вмес­ те в своем общежитии в клубе «Юных ленинцев». Приводя доводы один не- опровержимее другого, еще и еще раз убеждали себя , что сделано все возмож­ ное, что единственный выход — у е з ­ жать. С тем и уснули среди уж е собран­ ных вещей. Ночью проснулись. Кто-то закурил, кто-то присел на кровати, обхватив го­ лову руками. Молчали. Вдруг в темноте раздался голос: — Как ж е мы вернемся? С каким ли­ цом явимся перед товарищами, не сдер ­ жав данного им слова?! Елена Герасимовна вслух произнесла то, что мысленно говорил себе каждый, что мучило, н е давало спать. Стоило прозвучать ее словам, как все сра зу за ­ говорили, заспорили, начали строить но­ вые планы борьбы за театр. Об отъезде уж е никто не думал. 11 июля 1930 года после поистине героических усилий юного коллектива спектаклем «Тимошкин рудник» открыл­ ся первый в Сибири театр для детей. На открытие приехал А. Брянцев. Пи­ томцами Лентюза он мог по праву гор­ диться. Показан был не просто хороший спектакль, создана основа для дальней­ шего развития театра. Репертуарную основу Новосибирского ТЮЗа тех лет составляли спектакли на современную советскую тему. Во многих пьесах на долю Е. Агароновой выпада­ ли интересные роли. Пьеса А. Крона « В и н т о в к а № 4 9 2 1 1 6 » посвящена процессу пере­ воспитания беспризорных подростков в рядах Красной Армии. Роль главаря беспризорников Ирода обычно поруча­ лась актеру. Хмурый, нарочито грубый, размашистый парень — таким представ­ лялся он по пьесе. Смелым эксперимен­ том было поручить эту роль актрисе, да еще Агароновой, которая всегда отлича­ лась мягкостью, лиричностью красок. Но режиссер и актриса справедливо по­ лагали, что черты мрачности, грубости У Ирода — наносные. Все внимание они обратили на раскрытие процесса ломки характера. Е. Агаронова создала глубокий психологический р и с у н о к , убеждавший правдой внутренней жизни героя. Вначале перед зрителями был па­ ренек с упрямо опущенной головой, со­ средоточенный, замкнутый, изредка про­ рывавшийся наигранными д е р з к и м и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2