Сибирские огни, 1959, № 9
ница краткосрочных театральных кур сов была принята сразу на второй курс института. Может показаться, что весь путь Е. Агароновой на сцену — непрерывная цепь случайностей и счастливых совпа дений. Но это не так. Когда есть под линный талант, когда всей жизнью гото вишь себя к определенному роду дея тельности, «счастливый» случай прихо дит на помощь обязательно, непременно. Годы институтской учебы были для Е. Агароновой особо примечательны знакомством с творческими приемами своеобразного художника сцены П. П. Гайдебурова. Павел Павлович Гайдебуров был принципиальным сторонником «эмоцио нального пути» в создании образа, стре мился развить в каждом своем ученике самостоятельного художника. Е. Агаронова работала над образом Насти («На дне»). Ей было предложено прежде всего найти наиболее яркое, вол нующ ее ее «эмоциональное зерно». Пос ле долгих поисков оно было определено так: «незабудка в крапиве». Подобно тому, как нежный полевой цветок тянет ся к солнцу, но окруженный ядовитыми жалами, сворачивает свои лепестки и вянет, так и Настя с ее порывами к луч шей жизни постоянно наталкивается на уродства окружающего мира. И гибнет в ней все лучшее, ее мечты и надежды. Удача этой и других институтских ра бот убедили Елену Герасимовну в досто инствах «эмоционального пути». (В системе Станиславского эмоцио нальному пути уделяется сравнительно меньшее место, это — один из его зна менитых «элементов» — эмоциональная память. Опираться на эмоциональную память Станиславский не считал воз можным, так как считал, что опора слишком капризна. И если для Е. Ага роновой путь к образу , предлагаемый П. Гайдебуровым, оказался не только доступным, но и наиболее коротким, то объясняется это ее личными особенно стями художника. На всю жизнь запом нила она шум моря, тосковала по нем. В шуме леса слышала его отголоски. Вы росшая среди вечнозеленой природы, любила цветы. Если и теперь, суровой сибирской зимой, получит она из род ных мест посылку с розой, целый рой воспоминаний, почти реальных ощуще ний нахлынет на нее. По-видимому, из всех видов памяти для Елены Гераси мовны самым надежным является — память эмоциональная. Ленинградские годы ознаменовались и другим событием, все значение кото рого будущ ая актриса поняла лишь позднее. Стипендии в институте не пла тили. Многие студенты вынуждены бы ли искать заработок. Е. Агаронова по шла рисовальщицей на игрушечную фабрику, а потом портнихой в костюмер ную мастерскую. И теперь, когда про шли многие годы, помнит она обретен ное в то время радостное ощущение ум ных и послушних рук. Как пригодился Елене Герасимовне опыт собственной работы, когда, допустим, играла она ра ботницу Анну в «Поэме о топоре» Н. Погодина! Институт она закончила, сыграв вы пускными роли Насти и Зобеиды («Свадьба Зобеиды» Гофмансталя). На правление, или амплуа — молодая ге роиня. На прощание П. Гайдебуров ска зал: — Ты начинаешь работать, как само стоятельный художник. Это было большой похвалой, но это было и большим авансом. Предстояло пройти еще через горнило профессио нальной работы, чтобы выявилось, за калилось то, что пока существовало лишь в зародыше. * * * Актерская биржа труда... В те годы она была почти единственным местом, где происходил набор труппы, где с ак терами заключались сезонные договоры. Е. Агаронова раздумывала недолго и согласилась на первое подвернувшееся предложение — в Вышний Волочек. И уехала бы... Но вновь (в который раз?) случай переменил ее планы. Началось с того, что институтский то варищ попросил помочь — «подыграть» в сцене, с которой он х о т е л пока заться на конкурсе в ленинградский ТЮЗ. Помогла, подыграла. Потом подо шел к ней член жюри JI. Ф. Макарьев и спросил: — А вы, девушка, сами не хотите участвовать в конкурсе? И Елена сыграла перед комиссией роль Колибри в собственной инсцени ровке по рассказу И. Тургенева «Лей тенант Ергунов». Это была одна из ин ститутских работ, за которую е е хвалил даж е скупой на похвалу П. Гайдебуров. В итоге конкурса Е. Агаронову приняли во вспомогательный состав ведущего детского театра страны. А уж е через 7 месяцев после поступления она сыгра ла роль пастушонка Алейки в «Тимош кином руднике» и была переведена в основной актерский состав. Так начался тюзовский период в жиз ни Елены Герасимовны. Честно говоря, она никогда до этого не увлекалась дет ским театром, и роли мальчишек и дев чонок до этого никогда не включала в число тех, о которых мечталось. Но это и понятно — театры для детей возник ли слишком недавно, и это впервые в истории мировой театральной культуры. Первая роль принесла Елене Гераси мовне первый серьезный сценический успех . В е е исполнении роль Алейки, этого немного смешного, наивного, за бавно коверкающего русскую речь та тарчонка приобрела черты необычайной достоверности, очаровательной непо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2