Сибирские огни, 1959, № 9

К. Т р е н е в . «Любовь Яровая» . Е. А г а ­ р о н о в а - Любовь Яровая . нии с профессией будущей актрисы. Она слушала лекции об Островском и стара­ лась глубже понять любимые роли. Смо­ трела спектакли и ставила себя на мес­ то героини. Бессонной ночью, после оче­ редного посещения театра, она делала «шлейф» из простыни и тихонько, что­ бы не разбудить соседок , репетировала графиню из «Свадьбы Фигаро» или Юлию Тугину. Казалось, что общего м еж ду работой по всероссийской переписи населения и профессией актрисы? Елена Агаронова целую неделю безуспешно ходила по Нагорному поселку: местные жители, запуганные вражеской агитацией, за ­ крывали калитки, спускали собак. Тогда предприимчивая девушка надевала на­ циональный азербайджанский костюм и, разыгрывая различные роли, окольными путями узнавала нужные сведения. Наступил день окончания универси­ тета. Елена получила назначение в Лен­ корань. — Итак, отныне ты учительница язы­ ка и литературы ,— говорила она себе, укладывая вещ и .— Забудь свои мечты о сцене и постарайся быть хорошим преподавателем. Честное слово, это сов­ сем-совсем неплохо. И если признавали у тебя сценические способности, то и в качестве учительницы ты найдешь им применение. А как можно поступить иначе? Очертя голову, без специальной школы, без серьезной пробы сил посту­ пить в театр на выходные роли. А вдруг ничего не выйдет? В комнату, по-обыкновению, б е з сту­ ка ввалилась гурьба студентов. — Ленка, мы за тобой. Пошли! — Вуда , зачем? — Как, ты ничего не знаешь? Режис­ сер Лойтер объявил набор на кратко­ срочные курсы! Артистов для своего те­ атра будут готовить! Вот это новость! Первая театральная студия в Азербайджане! Видно, такая уж й’еобычная судьба выпала на долю Еле­ ны Герасимовны — опять она стала уча­ стницей нового интереснейшего начина­ ния. Прошло 7 месяцев. Окончены теат­ ральные курсы, сыграны первые ма­ ленькие роли, появилась уверенность, что перед молодой актрисой — перспек­ тива творческого роста в очень непло­ хом театре. Но... аппетит приходит во время еды: получив однажды доступ к театральному образованию, Елена была охвачена ненасытной жаждой знаний. Она совершает безрассудный , по мне­ нию приятелей, шаг — ни с кем н е спи­ савшись, не заручившись ничьей под­ держкой, едет в Ленинград с надеждой поступить в театральный институт. Был октябрь 1 9 2 5 года. Дождливый, холодный октябрь. В пальтишке на «рыбьем меху» , закутанная в бабушки­ ну шаль, очутилась Елена в незнакомом городе. Очень удивилась, что сразу у вокзала не увидела Неву. С корзинками и чемоданом отправилась осматривать прославленный Ленинград. Когда про­ шло первое изумление, всерьез задума­ лась — что делать дальше? Выясни­ лось, что в институте сценических ис­ кусств, куда она намеревалась посту­ пить, учебный год уж е начался, на пер­ вом курсе — полный набор... Правда, в связи с отсевом учащихся объявлен дополнительный конкурс на второй курс, но сразу попасть на второй — н е слишком ли смело мечтать об этом? Вместе со всеми своими корзинками и чемоданом сидела Елена в длинном ин­ ститутском коридоре. — Южаночка, что это вы располо­ жились тут, как на вокзале? — спраши­ вал ее какой-то белобрысый юноша. — Вы кого ожидаете? Но Лена только отмахивалась от не­ прошенного участия. Наконец не выдер­ жала и рассказала все. Юноша внима­ тельно выслушал и тотчас скрылся за дверью приемной комиссии. Была уж е ночь, когда в конце кори­ дора показалась группа экзаменаторов. Усталые, они направлялись домой, и Ле­ на поняла, что все ее надежды рушатся. Но следом за членами комиссии что-то доказывая им, шел тот самый юноша, который так дотошно расспрашивал Ле­ ну. И вот группа остановилась. Вырази­ тельные взгляды в сторону Елены... По­ том, вздохнув, все отправляются обрат­ но. А юноша, который оказался комсор­ гом института, уж е советовал абитури­ ентке: — Главное — смелей1 Искусство робких не любит. И вновь произошло чудо — выпуск­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2