Сибирские огни, 1959, № 9
Однажды на елке ей подарили игру шечную скрипочку. Дома, пытаясь из влечь из немудрящего инструмента ка кие-то звуки, Леля порядком всем на доела, и ее прогнали на улицу. Вышла •она в сад и долго молча глядела на рас кидистые кроны цветущей мимозы. А потом, справясь со своей детской оби дой, подняла смычок и заиграла. Перед глазами покачивались пушистые розо вато-сиреневые цветы, в ушах звенели ло-восточному тоскующие переливчатые мелодии. Юная музыкантка не замеча ла, что е е игрушка издает лишь взвиз- тивающие звуки. Она играла сосредото ченно, всерьез. Когда опустила смычок и бглянулась вокруг — вскрикнула от изумления: перед ней стояла толпа со седских ребятишек. Никто н е только не смеялся над ней, а наоборот, все слу шали, затаив дыхание, так ж е серьезно и сосредоточенно, как играла она. Много лет спустя, познакомившись с работами Станиславского, поймет Елена Герасимовна секрет происшедшего чу да , поймет и возьмет на свое вооруже ние актрисы: чтобы властвовать над во ображением и чувствами зрителей, нуж на величайшая сосредоточенность, ве личайшая детски-наивная вера в правду происходящего. Первые театральные впечатления Л е л и были весьма своеобразны. Каждый год в определенное время, а именно — в первые десять дней мусульманского лунного года, из-за пограничной речуш ки Астаринки с персидской стороны раздавались заунывные песнопения. По являлась траурная процессия. Религиоз ный обряд шахсей-вахсей привадил в уж а с зрителей. Постепенно доводя себя д о исступления, участники процессии били себя цепями, секли головы сабля ми, окровавленные с дикими завывания ми вздымали руки к небесам. 'Во всем этом представлении присут ствовала та ж е наивная вера и искрен ность, которые составляют лучшие ми нуты и в творчестве актера. Но почему до сих пор Елена Герасимовна не может вспомнить свои детские впечатления без чувства омерзения? В религиозном экстазе добровольные самоистязатели доводили себя до исте рии, до патологии чувствований, перехо дили ту грань, где кончается искусство и начинаются натуралистические край ности. Никогда не позволит себе Е. Ага ронова потерять на сцене чувство само контроля. Зрители часто видят, как из глаз актрисы катятся слезы. Но никог да это н е будут «всамделишние» всхли пывания и шмыгания, не распухнет нос, не покраснеют веки. Нет, крупными градинами выкатятся из глаз и засвер кают под лучами прожектора «сцениче ские» слезы, вызывая ответную реак цию зала. Правда искусства всегда тор жествует над правдоподобием натура лизма. Первая роль, первый выход на сце ну!.. Для каждого артиста это самый па мятный, самый волнующий день. Для Елены Герасимовны он наступил в воз расте 7 лет. В любительском спектакле — инсценировке стихотворения Н. Не красова «Шена ямщика» ей поручили маленькую роль Вани. Когда раздвинулся занавес и свет ке росиновых ламп ударил в глаза дебю тантке, произошло нечто необъяснимое и прекрасное: непонятно и счастливо за мерло сердце , появилось ощущение раз двоенности — вот здесь я, а рядом кто- то другой , и жить помыслами этого дру гого вымышленного мальчишки л егкой радостно. За роль Вани Лелю очень хвалили. Всем бросилась в глаза необычайная ис кренность девочки. И только мать, как все матери в йодобных обстоятельствах, пришла в ужас: — Ох, чует мое сердце, будет Лелеч- ка артисткой! Но до этого было ещ е далеко. Начались годы учебы. Старший брат подготовил Лелю к поступлению в про гимназию. Робкая молчаливая девочка удивляла подруг и учителей хорошим знанием русской литературы. Недаром еще дома она зачитывалась Тургеневым, Некрасовым, Островским... С именем Островского для Елены Ге расимовны было связано многое. На всю жизнь полюбила она пять духовных сес тер — шедевров великого драматурга: Парашу («Горячее сердце»), Ларису («Бесприданница»), Катерину («Гроза») , Юлию Тугину («Последняя жертва»), Кручинину («Б ез вины виноватые»). До ведется ли когда-нибудь их сыграть?! А пока нужно было до боли в висках зубрить спряжения французских глаго лов, заучивать десятки трудно произно симых слов со сложными для южанки дифтонгами. Большую радость доставляло для Ле ны участие в школьных спектаклях, где она выступала и в роли режиссера. Лю бовь к театру, мечта о профессиональ ной сцене становилась все более зрелой. Но кто знает, сбылась ли она когда-ни будь (ведь во всем А зербайджане не бы ло ни одного театрального учебного з а ведения), если бы не грянул Великий Октябрь. 2 8 апреля 19 2 0 г. восставший бакин ский пролетариат и трудящееся кресть янство А зербайджана при братской по мощи русского народа изгнали интер вентов, свергли мусаватистский режим и провозгласили А зербайджан Советской Социалистической Республикой. В этом ж е году в только что открыв шийся Бакинский университет держала единственный необходимый экзамен по азербайджанскому языку семнадцати летняя Елена Агаронова. Она была в числе первых кавказских девушек, полу чивших доступ к высшему образованию. Все, что ни делала Лена, чем бы ни занималась — связывалось в ее созна-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2