Сибирские огни, 1959, № 9

Однажды на елке ей подарили игру­ шечную скрипочку. Дома, пытаясь из­ влечь из немудрящего инструмента ка­ кие-то звуки, Леля порядком всем на­ доела, и ее прогнали на улицу. Вышла •она в сад и долго молча глядела на рас­ кидистые кроны цветущей мимозы. А потом, справясь со своей детской оби­ дой, подняла смычок и заиграла. Перед глазами покачивались пушистые розо­ вато-сиреневые цветы, в ушах звенели ло-восточному тоскующие переливчатые мелодии. Юная музыкантка не замеча­ ла, что е е игрушка издает лишь взвиз- тивающие звуки. Она играла сосредото­ ченно, всерьез. Когда опустила смычок и бглянулась вокруг — вскрикнула от изумления: перед ней стояла толпа со­ седских ребятишек. Никто н е только не смеялся над ней, а наоборот, все слу ­ шали, затаив дыхание, так ж е серьезно и сосредоточенно, как играла она. Много лет спустя, познакомившись с работами Станиславского, поймет Елена Герасимовна секрет происшедшего чу­ да , поймет и возьмет на свое вооруже­ ние актрисы: чтобы властвовать над во­ ображением и чувствами зрителей, нуж ­ на величайшая сосредоточенность, ве­ личайшая детски-наивная вера в правду происходящего. Первые театральные впечатления Л е­ л и были весьма своеобразны. Каждый год в определенное время, а именно — в первые десять дней мусульманского лунного года, из-за пограничной речуш­ ки Астаринки с персидской стороны раздавались заунывные песнопения. По­ являлась траурная процессия. Религиоз­ ный обряд шахсей-вахсей привадил в уж а с зрителей. Постепенно доводя себя д о исступления, участники процессии били себя цепями, секли головы сабля­ ми, окровавленные с дикими завывания­ ми вздымали руки к небесам. 'Во всем этом представлении присут­ ствовала та ж е наивная вера и искрен­ ность, которые составляют лучшие ми­ нуты и в творчестве актера. Но почему до сих пор Елена Герасимовна не может вспомнить свои детские впечатления без чувства омерзения? В религиозном экстазе добровольные самоистязатели доводили себя до исте­ рии, до патологии чувствований, перехо­ дили ту грань, где кончается искусство и начинаются натуралистические край­ ности. Никогда не позволит себе Е. Ага­ ронова потерять на сцене чувство само­ контроля. Зрители часто видят, как из глаз актрисы катятся слезы. Но никог­ да это н е будут «всамделишние» всхли­ пывания и шмыгания, не распухнет нос, не покраснеют веки. Нет, крупными градинами выкатятся из глаз и засвер­ кают под лучами прожектора «сцениче­ ские» слезы, вызывая ответную реак­ цию зала. Правда искусства всегда тор­ жествует над правдоподобием натура­ лизма. Первая роль, первый выход на сце­ ну!.. Для каждого артиста это самый па­ мятный, самый волнующий день. Для Елены Герасимовны он наступил в воз­ расте 7 лет. В любительском спектакле — инсценировке стихотворения Н. Не­ красова «Шена ямщика» ей поручили маленькую роль Вани. Когда раздвинулся занавес и свет ке­ росиновых ламп ударил в глаза дебю­ тантке, произошло нечто необъяснимое и прекрасное: непонятно и счастливо за ­ мерло сердце , появилось ощущение раз­ двоенности — вот здесь я, а рядом кто- то другой , и жить помыслами этого дру­ гого вымышленного мальчишки л егкой радостно. За роль Вани Лелю очень хвалили. Всем бросилась в глаза необычайная ис­ кренность девочки. И только мать, как все матери в йодобных обстоятельствах, пришла в ужас: — Ох, чует мое сердце, будет Лелеч- ка артисткой! Но до этого было ещ е далеко. Начались годы учебы. Старший брат подготовил Лелю к поступлению в про­ гимназию. Робкая молчаливая девочка удивляла подруг и учителей хорошим знанием русской литературы. Недаром еще дома она зачитывалась Тургеневым, Некрасовым, Островским... С именем Островского для Елены Ге­ расимовны было связано многое. На всю жизнь полюбила она пять духовных сес­ тер — шедевров великого драматурга: Парашу («Горячее сердце»), Ларису («Бесприданница»), Катерину («Гроза») , Юлию Тугину («Последняя жертва»), Кручинину («Б ез вины виноватые»). До­ ведется ли когда-нибудь их сыграть?! А пока нужно было до боли в висках зубрить спряжения французских глаго­ лов, заучивать десятки трудно произно­ симых слов со сложными для южанки дифтонгами. Большую радость доставляло для Ле­ ны участие в школьных спектаклях, где она выступала и в роли режиссера. Лю­ бовь к театру, мечта о профессиональ­ ной сцене становилась все более зрелой. Но кто знает, сбылась ли она когда-ни­ будь (ведь во всем А зербайджане не бы­ ло ни одного театрального учебного з а ­ ведения), если бы не грянул Великий Октябрь. 2 8 апреля 19 2 0 г. восставший бакин­ ский пролетариат и трудящееся кресть­ янство А зербайджана при братской по­ мощи русского народа изгнали интер­ вентов, свергли мусаватистский режим и провозгласили А зербайджан Советской Социалистической Республикой. В этом ж е году в только что открыв­ шийся Бакинский университет держала единственный необходимый экзамен по азербайджанскому языку семнадцати­ летняя Елена Агаронова. Она была в числе первых кавказских девушек, полу­ чивших доступ к высшему образованию. Все, что ни делала Лена, чем бы ни занималась — связывалось в ее созна-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2