Сибирские огни, 1959, № 9

* * * Новые шахты, рудники, новые заво­ ды , электростанции, новые железные дороги, трубопроводы, цветная метал­ лургия и целлюлозно-бумажная промы­ шленность, черная металлургия и хими­ ческие комбинаты... Мы перечислили только наиболее крупные, только наи­ важнейшие. Мы перечислили единицы, а ведь их возникнут сотни. Взглянем на любой •район Сибири. Вот западная область •Сибири — Омская. В ее областном цент­ ре будет построено за семилетие пятьде­ сят новых промышленных предприя­ тий. В восточной области— в Иркутской — будут сооружены новые предприятия горнорудной, деревообрабатывающей про­ мышленности. Область станет крупным поставщиком алюминия, электростали, электрочугуна. Взглянем еще на одну область — Но­ восибирскую. Она расположена в центре Сибири, там, где протекает Обь и скре­ щиваются несколько железнодорожных магистралей. Местная газета напечатала на первой своей странице схематиче­ скую карту новостроек Новосибирского экономического района. Здесь возникнут завод неорганических химикатов, тепло­ централь, автосборочный завод, ремонт­ но-механический завод, два завода высо­ ковольтной аппаратуры, фанерная и кар­ тонная фабрики, нефтепровод, слюдяная фабрика, завод керамических изделий, лесоперевалочный комбинат, две мебель­ ные фабрики, четыре швейные фабрики, сахарный завод, завод медицинских пре­ паратов, завод запасных тракторных час­ тей, рыбокомбинат, завод граммпласти- нок, несколько сыроваренных и маслоза­ водов, мясных и молочных комбинатов, различные предприятия промышленно­ сти стройматериалов. Новосибирская областная газета в предисловии к карте напомнила случай с иностранным пилотом, описанный Н. Михайловым в его книге «Над картой Родины». Этот пилот совершал рекорд­ ный кругосветный полет. В его планшет­ ке лежала карта мира, напечатанная все­ го лишь лет за пять до полета. Пока пилот летел над Западной Евро­ пой, все -было благополучно: ориентиры земные точно соответствовали пометкам на карте. Но вот рекордсмен пересек гра­ ницу Советского Союза и сразу же уви­ дел , что карта — это одно, а земля — другое. Среди полей и лесов, залитых на карте сплошной зеленой краской, воз­ никали города, заводы, железные доро­ ги. Чем дальше на восток, тем лететь ста­ новилось труднее. Новые приметы сби­ вали летчика с толку, вселяли сомне­ ния — он потерял доверие к карте и на­ чал плутать. За Новосибирском пилот повел самолет вдоль новой, еще не на­ несенной на карту железной дороги, за ­ блудился и посадил самолет на неведо­ мую землю. Если случится какому-нибудь ино­ странному летчику совершить полет в 1965 году в сопровождении карты, и з ­ данной в 1958 году, его непременно по­ стигнет участь его предшественника. И если новый рекордсмен приземлится на новосибирском аэродроме, он не узнает ни аэродрома, ни тем более города. Новосибирск, как известно, помечает­ ся на картах мира таким знаком, каким обозначаются первоклассные промыш­ ленные центры. Он производит уникаль­ ные тяжелые станки и гидропрессы, раз­ личные сельскохозяйственные машины, мощные турбо- и гидрогенераторы, ме­ таллорежущие станки-полуавтоматы, са­ моходные буровые установки, угольные агрегаты, строительные машины. Только одних металлорежущих станков Новоси­ бирск выпустит в 1959 году столько, сколько их не производилось в царской России. За предстоящее семилетие Новоси­ бирск освоит производство 143 видов машин и механизмов. В Мошковском районе Новосибирской области будет создана новая в Сибири отрасль машиностроения — сборка авто­ мобилей. Новосибирский металлургический за­ вод увеличит производство горячего про­ ката в полтора раза. Завод ежегодно бу­ дет выдавать десятки тысяч тонн холод­ нокатаной ленты трансформаторной ста­ ли в рулонах. В Новосибирске создан один из круп­ нейших в стране — турбогенераторный завод. Это еще молодой завод, но приоб­ рел уже широкую и добрую славу. Его турбогенераторы работают не только в городах нашей страны — в Иркутске, Сталинграде, Грозном, Горьком, Уфе, Хабаровске, Омске, Саратове, Барнауле, Перми и Воркуте, но и в братских госу­ дарствах — в Китае и Корее. В 1965 году турбогенераторный завод увеличит, по сравнению с 1958 годом, выпуск генераторов к паровым турбинам в 4 ,6 раза. Выпуск гидрогенераторов за семилетие возрастет в четырнадцать с лишним раз, крупных электрических ма­ шин — в шесть раз, теплового электро­ оборудования — в десять раз! В 1963 году закончится строительство специализированного завода тепловозно­ го электрооборудования. Новосибирск — это еще очень моло­ дой город. Первое его здание было воз­ двигнуто шестьдесят пять лет назад, когда 'через Обь перешагнул первый ж е ­ лезнодорожный мост. Сейчас это один из десяти крупнейших городов СССР. Новосибирск — это половодье могу­ щественных архитектурных сооруже­ ний из кирпича, железа, железобетона и стекла. Оно разлилось по обоим берегам могучей сибирской реки. Обские берега связывают автомобильный и два ж елез­ нодорожных моста. На левобережье воз­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2