Сибирские огни, 1959, № 9
с ^ ^ и о т и т м и _____________ С а в в а К о ж е в н и к о в ГРЯДУЩ ЕЕ СОЗДАЕТСЯ СЕГОДНЯ Летом минувшего года мне довелось побывать в Красноярске, пройти по ули цам, по которым ходил Ленин. Влади мир Ильич провел в 1897 году в этом городе около двух месяцев на пути в Шушенскую ссылку. Красноярск был в то время тусклым, пыльным, почти сплошь деревянным. Во время одной из прогулок по ули цам Ленину сказали, что Красноярск дал художника Сурикова. «Как? •— удивил ся Владимир Ильич. — Наш знаменитый Суриков родился в этой трущобе?.. И что же, сохранились у вас какие-нибудь памятки о его пребывании?». Ленину показали домик, в котором ро дился и провел юношеские годы знаме нитый художник. Это обычный красно ярский домик. — Д-да! — задумчиво сказал Влади мир Ильич. — Великие люди не особен но стесняются в выборе места для свое го рождения. Однажды Ленин попросил молодого красноярского писателя В. Анучина рас сказать что-либо о городе. Й вот что рассказал ему Анучин: — Жил-был в Красноярске крупный золотопромышленник Мошаров. Умер. Его еще молодая, бездетная вдова не ожиданно стала пить, бросила дом и имущество, бриллианты, парижские на ряды, надела рубище, нищенскую суму через плечо и ушла в мир бездомных и голодных... В грязных отрепьях, на но гах опорки рваные, лицо обрюзгло от пьянства... Живет, собирая милостыню, и ночью спит под забором, а в банке у нее лежит полмиллиона золотом. И каж дый день сюда течет золото с четырех приисков. Как-то, видя, что Мошариха совсем трезва , Анучин спросил: «Скажи, те тушка Мошариха, почему ты свои богат ства бросила?». После небольшой паузы она хрипло ответила: «А потому, молод чик, что деньги те душегубные... Кро вушка на них рабочая, липучая... Сама на приисках была, своими глазами ви дела скотничью жизнь рабочего». — Какая нелепая, истинно-русская трагедия, — взволнованно сказал Влади мир Ильич. ■—• Алмаз, затоптанный в грязь! Алмаз, затоптанный в грязь! Такой в сущности была вся Сибирь. Сказочно богатая, она не имела возможности поль зоваться своими богатствами и жила, словно в оцепенении. Свободолюбивый народ ее был подавлен. Таланты затапты вались в грязь, и только единицам, как Сурикову, удавалось вырваться из этой грязи. Перефразируя слова Ленина, можно сказать: гении не выбирали места своей ссылки. Но и в ссылке ярко горело солн це их разума. Ленин видел Сибирь будущего, и меч ты его были устремлены к этому буду щему. В среде революционной молодежи Красноярска часто вспыхивали горячие дискуссии. «Надо было видеть, — пишет в своих воспоминаниях В. И. Анучин ,— какое живое участие Владимир Ильич принял в прениях по докладу молодого красноярца «Беллетристика при социа лизме». Владимир Ильич сыпал направ ляющими вопросами, подзадоривал ора торов и втягивал в беседу молчальни ков. Один скептически настроенный юно ша подпустил ложку дегтя: — Мечты, мечты! Где ваша сладость? Владимир Ильич взискрился: — Да, мечты, молодой человек! Меч ты! Без мечты человек превращается в животное. Мечты двигают прогресс. Ве личайшая мечта — социализм... — А при социализме мечтать бу дут? — не унимался скептик. — А вы думаете, что тогда будут чмокать у корыта и радостно хрюкать от изобилия? Осуществленная мечта — социализм — откроет новые грандиоз 10. «Сибирские огни» № 9 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2