Сибирские огни, 1959, № 8
спускался паровичок с одним вагоном. Почти все работы выполнялись вруч ную. А трудности быта? В столовой для инженерно-технического состава в меню нередко было только одно блюдо — суп из соленых огурцов. Однако, несмотря на все трудности, советские гидростроители уже тогда удивляли мир смелыми решениями сложнейших технических проблем. Не даром академии Графтио говорил, что «Свирьстрой» является ценным совет ским вкладом в мировую гидротехнику. Автор с глубоким знанием дела рас сказывает об особенностях сооружения этой гидростанции. Если Волховская и Днепровская станции строились на твер дом скальном основании, то на Свири строители столкнулись с плавучим грунтом, так называемыми девонскими глинами. Угроза была немалая — со временем вся бетонная громада ГЭС могла, как по маслу, съехать в нижний бьеф. С помощью американских и шведских специалистов было создано 22 проекта будущей Свирской плотины, из которых предпочтение было отдано двум: один из них принадлежал американской фир ме «Уайт», другой — коллективу «Свирьстроя» во главе с Графтио. Вот здесь-то и началась борьба. Какой из проектов лучше? В качестве арбитра на стройку был приглашен основоположник инженерной геологии, профессор Венского политех нического института Терцаги, Ознако мившись с обоими проектами, Терцаги выступил в клубе инженерно-техниче ской секции. «— Леди и джентльмены, — произ нес ученый, — мы часто находимся в плену наших привычных понятий...». Присутствующие переглянулись, не понимая, что сулит такое начало. «.— Мы на Западе, — продолжал без всякого пафоса Терцаги, — живем с привычным представлением — если от менить частную собственность, то это неминуемо приведет к анархии произ водства. Но вот в Советском Союзе та кая форма собственности отменена, а никакого упадка нет, наоборот, мы ви дим гигантское строительство...». Это неожиданное для буржуазного профессора вступление было по сущест ву одобрением проекта советских спе циалистов. Таких ярких примеров, показываю щих превосходство советской инженер ной мысли, в очерке М. Инюшина не мало. Они оживляют страницы славной истории, когда тысячи безвестных тру жеников, преодолевая огромнейшие трудности, осуществляли гениальный ленинский план преобразования России нэповской в Россию социалистическую. Автор с гордостью говорит: «Я благо дарен судьбе, что мои, можно сказать, первые самостоятельные шаги были сделаны именно в то трудное и счастли вое время. Закалка тех лет, вероятно, сохранилась во мне до сих пор». Революционный энтузиазм народа сметал все препятствия, ломал издавна установленные традиции, вносил в прак тику гидростроительства новые прави ла. Еще и сейчас в строительстве не решен вопрос о ведении бетонных работ в зимнее время. Тем более удивитель ным кажется дерзкое предложение мо лодых инженеров «Свирьстроя» — ук ладывать бетон и зимой. Все возраже ния молодежь решительно опровергала. Бетонщиков нет? Обучим! Производства, бетона нет? Наладим! Опыта не хватает? Будет опыт! Настойчивость и упорство победили-. К концу 1932 года работы Нижне-Свир- ской ГЭС подходили к концу. Но люди тянулись к новым большим делам. Половина очерка посвящена строи тельству Нижне- и Верхне-Свирской ГЭС. Вторая половина переносит чита теля к событиям, более близким нам по времени, — строительству Усть-Камено горской станции, развернувшемуся нака нуне Великой Отечественной войны. За Волховом, Свирью, Днепром пришла очередь Иртыша, на берегах которого еще тогда намечалось сооружение цело го каскада гидроэлектростанций. Но война помешала осуществить эти планы. Кипучей полнокровной жизнью стройка зажила лишь с 1949 года. Пра вительственные сроки пуска Усть-Каме ногорской ГЭС были предельно сжаты-. Бурно развивающаяся промышленность рудного Алтая требовала небывалого количества дешевой электроэнергии. И здесь вновь проявился высокий патрио тизм советских людей. Новое поколение строителей приняло трудовую эстафету. Романтика первых строек ожила в их славных делах. Но условия теперь были другие. За годы, прошедшие со времени работ на Свири, советское машиностроение сде лало огромнейший скачок вперед. Стройка была оснащена первоклассны ми механизмами: сюда прибыло 200 ав томашин, мощные краны, современное оборудование. Отсюда и темпы строи тельства стали более высокими. Часть очерка посвящена событиям последних лет — массовому размаху строительства на селе. Гидростроители, вернее, теперь уж просто строители, со оружали три МТС и совхоз в Восточ ном Казахстане, два совхоза и шестна дцать зерноскладов — в Алтайском крае. Скажем прямо, эта часть очерка напи сана гораздо слабее, чем все предыду щие. Здесь нередко вместо показа жи вых картин и лиц автор просто перечи сляет, где и что было построено. Однако в целом очерк М. Инюшина оставляет глубокое впечатление. Умный, опытный человек сумел рассказать нам о себе, о событиях, участником которых был, и, главным образом, о своих това рищах — людях светлой мечты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2