Сибирские огни, 1959, № 8

спускался паровичок с одним вагоном. Почти все работы выполнялись вруч­ ную. А трудности быта? В столовой для инженерно-технического состава в меню нередко было только одно блюдо — суп из соленых огурцов. Однако, несмотря на все трудности, советские гидростроители уже тогда удивляли мир смелыми решениями сложнейших технических проблем. Не­ даром академии Графтио говорил, что «Свирьстрой» является ценным совет­ ским вкладом в мировую гидротехнику. Автор с глубоким знанием дела рас­ сказывает об особенностях сооружения этой гидростанции. Если Волховская и Днепровская станции строились на твер­ дом скальном основании, то на Свири строители столкнулись с плавучим грунтом, так называемыми девонскими глинами. Угроза была немалая — со временем вся бетонная громада ГЭС могла, как по маслу, съехать в нижний бьеф. С помощью американских и шведских специалистов было создано 22 проекта будущей Свирской плотины, из которых предпочтение было отдано двум: один из них принадлежал американской фир­ ме «Уайт», другой — коллективу «Свирьстроя» во главе с Графтио. Вот здесь-то и началась борьба. Какой из проектов лучше? В качестве арбитра на стройку был приглашен основоположник инженерной геологии, профессор Венского политех­ нического института Терцаги, Ознако­ мившись с обоими проектами, Терцаги выступил в клубе инженерно-техниче­ ской секции. «— Леди и джентльмены, — произ­ нес ученый, — мы часто находимся в плену наших привычных понятий...». Присутствующие переглянулись, не понимая, что сулит такое начало. «.— Мы на Западе, — продолжал без всякого пафоса Терцаги, — живем с привычным представлением — если от­ менить частную собственность, то это неминуемо приведет к анархии произ­ водства. Но вот в Советском Союзе та­ кая форма собственности отменена, а никакого упадка нет, наоборот, мы ви­ дим гигантское строительство...». Это неожиданное для буржуазного профессора вступление было по сущест­ ву одобрением проекта советских спе­ циалистов. Таких ярких примеров, показываю­ щих превосходство советской инженер­ ной мысли, в очерке М. Инюшина не­ мало. Они оживляют страницы славной истории, когда тысячи безвестных тру­ жеников, преодолевая огромнейшие трудности, осуществляли гениальный ленинский план преобразования России нэповской в Россию социалистическую. Автор с гордостью говорит: «Я благо­ дарен судьбе, что мои, можно сказать, первые самостоятельные шаги были сделаны именно в то трудное и счастли­ вое время. Закалка тех лет, вероятно, сохранилась во мне до сих пор». Революционный энтузиазм народа сметал все препятствия, ломал издавна установленные традиции, вносил в прак­ тику гидростроительства новые прави­ ла. Еще и сейчас в строительстве не решен вопрос о ведении бетонных работ в зимнее время. Тем более удивитель­ ным кажется дерзкое предложение мо­ лодых инженеров «Свирьстроя» — ук­ ладывать бетон и зимой. Все возраже­ ния молодежь решительно опровергала. Бетонщиков нет? Обучим! Производства, бетона нет? Наладим! Опыта не хватает? Будет опыт! Настойчивость и упорство победили-. К концу 1932 года работы Нижне-Свир- ской ГЭС подходили к концу. Но люди тянулись к новым большим делам. Половина очерка посвящена строи­ тельству Нижне- и Верхне-Свирской ГЭС. Вторая половина переносит чита­ теля к событиям, более близким нам по времени, — строительству Усть-Камено­ горской станции, развернувшемуся нака­ нуне Великой Отечественной войны. За Волховом, Свирью, Днепром пришла очередь Иртыша, на берегах которого еще тогда намечалось сооружение цело­ го каскада гидроэлектростанций. Но война помешала осуществить эти планы. Кипучей полнокровной жизнью стройка зажила лишь с 1949 года. Пра­ вительственные сроки пуска Усть-Каме­ ногорской ГЭС были предельно сжаты-. Бурно развивающаяся промышленность рудного Алтая требовала небывалого количества дешевой электроэнергии. И здесь вновь проявился высокий патрио­ тизм советских людей. Новое поколение строителей приняло трудовую эстафету. Романтика первых строек ожила в их славных делах. Но условия теперь были другие. За годы, прошедшие со времени работ на Свири, советское машиностроение сде­ лало огромнейший скачок вперед. Стройка была оснащена первоклассны­ ми механизмами: сюда прибыло 200 ав­ томашин, мощные краны, современное оборудование. Отсюда и темпы строи­ тельства стали более высокими. Часть очерка посвящена событиям последних лет — массовому размаху строительства на селе. Гидростроители, вернее, теперь уж просто строители, со­ оружали три МТС и совхоз в Восточ­ ном Казахстане, два совхоза и шестна­ дцать зерноскладов — в Алтайском крае. Скажем прямо, эта часть очерка напи­ сана гораздо слабее, чем все предыду­ щие. Здесь нередко вместо показа жи­ вых картин и лиц автор просто перечи­ сляет, где и что было построено. Однако в целом очерк М. Инюшина оставляет глубокое впечатление. Умный, опытный человек сумел рассказать нам о себе, о событиях, участником которых был, и, главным образом, о своих това­ рищах — людях светлой мечты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2