Сибирские огни, 1959, № 8
большой державы он — как гвардеец рядовой». Рядовой, который трудится на благо мира, но бережно хранит сол датские погоны, готов по первому зову Отчизны встать на защиту завоеваний Октября. Творческому облику Н. Рыбалко при сущи публицистичность в сочетании с мягкой лиричностью. И эти два начала, сливаясь, дают емкие поэтические обра зы, дышащие и .гневом, и пафосом, и завидной задушевностью. Не все одинаково удачно в стихах Н. Рыбалко. Есть в них недостатки и порой очень существенные. Думается, что основной из них — риторичность, когда слова, сталкиваясь в строчках, лишь пустозвонят, и чем больше воскли цательных знаков, чем больше проход ных стертых образов, тем этот звон рез че. Вот, к примеру, стихотворение «Комсомольцы едут на восток». В нем встречается такое сравнение, как «чтоб .степи, как море, шумели». Оно лишено эмоционального накала, как и строчка «Алтай, Казахстан и Поволжье, встре чайте страны сыновей!» и т. д. Н. Рыбалко нужно шире использовать богатство размеров и ритмов, накоплен ных русской и советской поэзией, стре миться к предельной смысловой точно сти, емкости поэтического образа. И ду мается, что все это придет к способно му поэту. В поэзии приметы времени определя ются не столько внешними деталями, сколько глубоким раскрытием диалекти ки живого человеческого чувства. И стихи Н. Рыбалко насквозь современны потому, что в них раскрывается образ человека-борца, его богатый духовный мир. ф, М а и с и я о в ЛЮДИ СВЕТЛОЙ МЕЧТЫ В журнале «Советский Казахстан» (№№ 2—3 за 1959 гЛ опублико ван очерк Героя Социалистического Труда М. Инюшина «Человек укроща ет реки» в литературной записи Н. Кузь мина. У этого произведения много до стоинств. Но главным из них следует, пожалуй, считать ту публицистическую взволнованность, с которой автор пове ствует о событиях, имеющих подлинно исторический характер, о трудовом ге роизме советских людей. «|Мы часто говорим громкие слова «трудовой фронт», «трудовые подви ги» и т. д. Эти понятия, само собой ра зумеется, равнозначны героизму совет ских людей на полях сражений с вра гом. Но если о военных буднях у нас написано все-таки немало, то мирный труд, тот повседневный героизм про стых и незаметных людей, без которого немыслимо достичь наших высоких це лей, почти совсем не отражен хоть в сколько-нибудь.запоминающихся произ ведениях. Я не могу объяснить причин этого. Может быть, отпугивает как раз то, что мы называем будничностью? Но ведь именно в будничности, в мир ной деятельности рядового советского труженика скрывается масса великолеп ных примеров мужества, самоотрече ния и светлой мечты. К этому только нужны пристальный глаз, живое внима ние, умение наблюдать и запоминать, ибо рядовой солдат и фронтовых и тру довых буден — скромен. Свои подвиги он считает чем-то само собой разумею щимся. Вот об этом-то и надо создавать кни ги и картины, писать поэмы, стихи, со чинять песни. Честное слово, перели стывая свежие журналы, я все чаще ловлю себя на желании прочесть умную, великолепно написанную книгу о трудо вом пафосе и героизме, которых мне столько приходилось видеть и, я уверен, еще немало увижу...». Это «литературно-лирическое» от ступление, взятое нами из очерка, мо жет послужить своеобразным авторским кредо, раскрывающим причины, побу дившие его взяться за перо. Нас подку пает искренность его намерений, глубо кая убежденность в том, что лишь тема труда, тема борьбы человека за лучшее будущее может по-настоящему вдохно вить художника. Профессиональный писатель, может быть, по-иному рассказал бы об этих со бытиях. Но живой их свидетель и ак тивный участник М. Инюшин заботился не столько о литературной форме, сколь о точности, достоверности изло жения. Дела и люди описаны им в том порядке, в каком он их наблюдал. От этого сюжет очерка кажется несколько расплывчатым, повествование ведется отрывочно, кусками, внешне как будто ничем друг с другом не связанными. И тем не менее очерк «дышит» свеже стью, способен не только заинтересовать, но и взволновать читателя. Волнуют, прежде всего, живые фак ты, показывающие рост нашей гидро энергетики. Условия, при которых строи лись первые советские гидростанции, сейчас трудно себе представить. В на ше время шагающие экскаваторы, сверх мощные земснаряды, многотонные само свалы — не редкость. А в ту пору гид ростроители пользовались преимущест венно железнодорожным транспортом да * лошадьми. Железнодорожные пути опле- i тали всю страну. Даже на дно котлова- * на по хитроумной и запутанной системе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2