Сибирские огни, 1959, № 8

Одно за другим читал Рьгбалко стихотворения. Они покоряли мужест­ вом и молодостью, влюбленностью в красоту жизни. И не было в них ни надрыва, ни красивых страданий, толь­ ко порой нет-нет да и проскальзывали нотки усталости. Это заметил старый мастер Сильвестр Иванович Каменев. — Ты это здорово написал — «кры­ ша неба плечами домен подперта». Моими, стало быть, плечами, твоими. На них, на закопченных рабочих пле­ чах, вся красота вселенская держится. И я так понимаю: не будь рабочего люда, рухнула бы она ко всем чертям. Верно? Но об остальном мы поговорим, когда пойдем домой, — заявил он под друж­ ные аплодисменты присутствующих. Неизвестно, как и о чем беседовали кадровый рабочий с Николаем в тот ве­ чер, только час отчаяния миновал. Че­ рез несколько дней Рыбалко пришел в редакцию газеты «Краматорская прав­ да» и попросил работу. Журналист Ми­ хаил Трейдуб принял самое горячее участие в судьбе Рьгбалко. Он читал ему критические письма, и Николай со­ чинял едкие сатирические стихи. Напе­ чатали раз, второй, а потом это вошло в привычку. При газете организовалось литературное объединение, и Рьгбалко стал его руководителем. Тропинка с улицы Крупской соединилась с большой дорогой жизни. И вот победа — три книжки стихов. Читая их, вспоминаются слова Михаи­ ла Кольцова, сказанные об Островском: «Бойкие, молодые человеки, нарифмо- вав хлестко пару страниц в толстом журнале, сорвав хлопки на ответствен­ ной вечеринке, уже рвут толстые аван­ сы, уже бродят важным кандибобером по писательским ресторанам, уже пуд­ рят фиолетовые круги под глазами и хулиганят на площадях в ожидании па­ мятников себе... Маленький, бледный Островский, навзничь лежащий в дале­ кой хатенке в Сочи, слепой, неподвиж­ ный, забытый, смело вошел в литерату­ ру... Разве он не человек большого та­ ланта и беспредельного мужества? Разве он не герой, не один из тех, кем может гордиться наша страна?». Пусть скромней и талант и подвиг Рыбалко, но вся его жизнь дает право на такое сравнение. Подлинное поэтическое произведение не поддается пересказу. С какой бы точностью ни был сделан перевод на язык прозы, полностью вскрыть содер­ жание стихов не удается. Вот стихотворение Н. Рыбалко «Цве­ ты». Дочурка только что научилась раз­ говаривать. Перед ней во всем велико­ лепия красок открылся мир, и она про­ сит отца объяснить ей его, помочь разо­ браться хотя бы в том: голубые или жел­ тые цветы растут на клумбе. С суровой нежностью написаны строчки: Знать , она еще не понимает, Что вернулся я с войны слепой. «Посмотри же, — снова умоляет . — Это ж елтый или голубой?» Я склонился над дочуркой ниже И с к а з а л ей, трогая цветы: «Я давно уж е цветов не вижу, Чтооы их всегда видала ты.» Смелый, мужественный характер вы ­ рисовывается в этой скупой речи. Поэзия Н. Рыбалко — своеобразный лирический дневник, написанный иск­ ренним, честным человеком. И не от. имени некоего образцово-показательного героя, а от имени своего поколения, в двадцать лет умиравшего за свободу и счастье Родины, ведет поэт мужской, разговор с читателем. Люди _ этого поколения прямо со школьной скамьи надели солдатскую форму и на дорогах войны постигали диалектику жизни, сквозь прорезь при-, цела глядя на мир, научились отличать в нем истинно прекрасное от подделки, понимать свою личную ответственность перед всем человечеством, которое нуж­ но было спасти от фашизма. В окопах переднего края заканчивалось формиро­ вание их характеров, зрело мужество, закалялась волн. Время, отмеренное выстрелами, не забываетсяникогда. Великая Отечест­ венная война всегда будет служить источником высокого вдохновения для многих литераторов. Совсем недавно., по-новому, оригинально и самобытно рассказали о войне поэты Г. Поженяц, И. Рядченко, В. Карпеко, Л. Решетни­ ков. Среди многих произведений, по­ священных героизму советского народа в годы войны, не затеряются и стихи Н. Рыбалко. Поэт умеет воссоздать ат­ мосферу солдатских будней, вникнуть в сокровенные чувства своего героя. Ему одинаково чужды и ложная патети­ ка и грубый натурализм. Война для него прежде всего труд, тяжелый ратный труд, когда, Живую географию страны Познав в боях солдатскими глазами . Ч етыре года в пламени войны Держали мы на мужество экзам ен . Пишет ли поэт о строительстве кана­ ла Северный Донец—Донбасс, о комсо­ мольцах, построивших в донецкой сте­ пи за год по велению партии 37 шахт, о трудовых делах металлургов и маши­ ностроителей — всюду у него возника­ ют параллели и ассоциации с тем, что было увидено на войне. Лирический ге­ рой как бы сохраняет военные привыч­ ки, вносит в ритмику стиха скупые, уг­ ловатые интонации военных приказов, Рьгбалко пишет о родном городе, вспо­ миная, как, Припав к земле горячей грудью На берегу чужой реки, Я слыш ал в голосе орудий Твои протяжны е гудки. И это чувство удесятеряло силы, помо­ гало сражаться с врагом. А в мирные дни родной город — «В стальном строю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2