Сибирские огни, 1959, № 8
Одно за другим читал Рьгбалко стихотворения. Они покоряли мужест вом и молодостью, влюбленностью в красоту жизни. И не было в них ни надрыва, ни красивых страданий, толь ко порой нет-нет да и проскальзывали нотки усталости. Это заметил старый мастер Сильвестр Иванович Каменев. — Ты это здорово написал — «кры ша неба плечами домен подперта». Моими, стало быть, плечами, твоими. На них, на закопченных рабочих пле чах, вся красота вселенская держится. И я так понимаю: не будь рабочего люда, рухнула бы она ко всем чертям. Верно? Но об остальном мы поговорим, когда пойдем домой, — заявил он под друж ные аплодисменты присутствующих. Неизвестно, как и о чем беседовали кадровый рабочий с Николаем в тот ве чер, только час отчаяния миновал. Че рез несколько дней Рыбалко пришел в редакцию газеты «Краматорская прав да» и попросил работу. Журналист Ми хаил Трейдуб принял самое горячее участие в судьбе Рьгбалко. Он читал ему критические письма, и Николай со чинял едкие сатирические стихи. Напе чатали раз, второй, а потом это вошло в привычку. При газете организовалось литературное объединение, и Рьгбалко стал его руководителем. Тропинка с улицы Крупской соединилась с большой дорогой жизни. И вот победа — три книжки стихов. Читая их, вспоминаются слова Михаи ла Кольцова, сказанные об Островском: «Бойкие, молодые человеки, нарифмо- вав хлестко пару страниц в толстом журнале, сорвав хлопки на ответствен ной вечеринке, уже рвут толстые аван сы, уже бродят важным кандибобером по писательским ресторанам, уже пуд рят фиолетовые круги под глазами и хулиганят на площадях в ожидании па мятников себе... Маленький, бледный Островский, навзничь лежащий в дале кой хатенке в Сочи, слепой, неподвиж ный, забытый, смело вошел в литерату ру... Разве он не человек большого та ланта и беспредельного мужества? Разве он не герой, не один из тех, кем может гордиться наша страна?». Пусть скромней и талант и подвиг Рыбалко, но вся его жизнь дает право на такое сравнение. Подлинное поэтическое произведение не поддается пересказу. С какой бы точностью ни был сделан перевод на язык прозы, полностью вскрыть содер жание стихов не удается. Вот стихотворение Н. Рыбалко «Цве ты». Дочурка только что научилась раз говаривать. Перед ней во всем велико лепия красок открылся мир, и она про сит отца объяснить ей его, помочь разо браться хотя бы в том: голубые или жел тые цветы растут на клумбе. С суровой нежностью написаны строчки: Знать , она еще не понимает, Что вернулся я с войны слепой. «Посмотри же, — снова умоляет . — Это ж елтый или голубой?» Я склонился над дочуркой ниже И с к а з а л ей, трогая цветы: «Я давно уж е цветов не вижу, Чтооы их всегда видала ты.» Смелый, мужественный характер вы рисовывается в этой скупой речи. Поэзия Н. Рыбалко — своеобразный лирический дневник, написанный иск ренним, честным человеком. И не от. имени некоего образцово-показательного героя, а от имени своего поколения, в двадцать лет умиравшего за свободу и счастье Родины, ведет поэт мужской, разговор с читателем. Люди _ этого поколения прямо со школьной скамьи надели солдатскую форму и на дорогах войны постигали диалектику жизни, сквозь прорезь при-, цела глядя на мир, научились отличать в нем истинно прекрасное от подделки, понимать свою личную ответственность перед всем человечеством, которое нуж но было спасти от фашизма. В окопах переднего края заканчивалось формиро вание их характеров, зрело мужество, закалялась волн. Время, отмеренное выстрелами, не забываетсяникогда. Великая Отечест венная война всегда будет служить источником высокого вдохновения для многих литераторов. Совсем недавно., по-новому, оригинально и самобытно рассказали о войне поэты Г. Поженяц, И. Рядченко, В. Карпеко, Л. Решетни ков. Среди многих произведений, по священных героизму советского народа в годы войны, не затеряются и стихи Н. Рыбалко. Поэт умеет воссоздать ат мосферу солдатских будней, вникнуть в сокровенные чувства своего героя. Ему одинаково чужды и ложная патети ка и грубый натурализм. Война для него прежде всего труд, тяжелый ратный труд, когда, Живую географию страны Познав в боях солдатскими глазами . Ч етыре года в пламени войны Держали мы на мужество экзам ен . Пишет ли поэт о строительстве кана ла Северный Донец—Донбасс, о комсо мольцах, построивших в донецкой сте пи за год по велению партии 37 шахт, о трудовых делах металлургов и маши ностроителей — всюду у него возника ют параллели и ассоциации с тем, что было увидено на войне. Лирический ге рой как бы сохраняет военные привыч ки, вносит в ритмику стиха скупые, уг ловатые интонации военных приказов, Рьгбалко пишет о родном городе, вспо миная, как, Припав к земле горячей грудью На берегу чужой реки, Я слыш ал в голосе орудий Твои протяжны е гудки. И это чувство удесятеряло силы, помо гало сражаться с врагом. А в мирные дни родной город — «В стальном строю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2