Сибирские огни, 1959, № 8
ний — не суровый и величественный молчальник, а живая, близкая, понят ная. Поэт делится самым сокровенным то с ивушкой-ивой, что растет на песча ной косе, то с землей, расцветшей неяр кими цветами, то с ясным солнечным днем. Это разговор «земляков» и едино мышленников, у которых и Родина об- шая, и дорога одна. Хоть и клонится ива к быстрой реке, но за сердце дер жит ее родная земля, «земля, что, как жизнь, дорога» («Ивушка»). Так тема патриотизма незаметно вхо дит в стихи о природе, лиризм перепле тается с гражданственностью, раздвигая рамки стихотворения. Гражданская лирика поэта, а именно к этому жанру относится сборник Н. Перевалова, всегда светла, оптими стична. Жизнеутверждающее начало живет даже в тех его стихах, где поэт грустит о потерянной возлюбленной, о гибели друзей, о горестях и утратах. Ясность мысли и подлинное вдохно вение всегда рождают точные слова. Когда в стихотворении «Ивушка» гово рится о волне, которая проходит мимо наших берегов «налегке», — это под линный образ: идущего «налегке», без привязанностей, без Родины, ничто не держит. Когда в одном из лучших сти хотворений «Колыбельная песня» чита ешь строфу: ...изведав с годами и холод и жар , сердце выжмет последний усталый удар , — думаешь о том, что эти четыре строки могут быть самостоятельным стихотво рением-миниатюрой. Зато совсем иные раздумья возника ют при встрече с таким, например, чет веростишьем: Ничего, что в снеговую зам еть На душе зам ер зли соловьи, Лиш ь бы зав тр а , выйдя на эк зам ен , Ты гл а за не п р я т ал а свои. („ Студентка“). Явная безвкусица здесь, наверняка, идет от туманности мысли. К сожалению', подобный пример не единственный. В книге можно встретить и ни о чем не говорящие эпитеты (вроде «красивой жизни цветов», «изумитель ных сердец») и целые стихотворения — то бездумные и пустые («Листает осень неустанно...»), то расплывчатые и неяс ные («Возмутилась душа работяги...»), где труд человека выглядит нудным, «бумажным» делом и противопостав ляется влекущей красоте природы. Не избавлен сборник и от старых «грехов» Н. Перевалова — перепевов уже найденного и сказанного. Этим стра дают и уже упомянутое слабое, декла ративное стихотворение «Студентка», и «Цветы», и «Ты мою качала колы бель...», и «Баллада о бане», сходная по теме со стихотворением Б. Слуцкого, гораздо более емким и глубоким. Существование этих «плоскостных» стихов особенно неприятно рядом с та кими стихотворениями, как «Колыбель ная песня», «Ивушка», «Люблю», «Рассказ строителя», «Запоздалый друг», «Началось?», «За пятитысячной верстой» — стихотворениями, наделен ными глубоким подтекстом и эмоцио нальностью. Н. Перевалов хорошо чувствует ритм, внутренний нерв стиха, отсюда разнообразие его стихотворных разме ров. Но рифмует он порою очень при близительно, а то и просто небрежно (год—фронт, планы—снами, глазами— мама, цель—прицел, карманы—камня ми и т. п.). Николай Перевалов двигается в поэ зии не семимильными шагами, на его пути встречались и рытвины и ухабы. Но творческая «походка» поэта тверда и неуклонна, а тот, кто неуклонно идет вперед, достигает цели. А р к а д и й П а л ь м БОЙЦЫ ОСТАЮТСЯ С О Р УЖИ ЕМ 1 Ф евраль в Германии был теплым, с короткими дождями и яркой зе ленью, которая упрямо пробивалась меж ду втоптанных в землю обгоревших ство лов автоматов, остовов машин, пробитых касок. На бруствере окопа возле команд ного пункта противотанковой батареи как-то вдруг за одну ночь выросли цве ты. Две бледные фиалки, словно очнув шись после долгих лет войны, подняли на своих хрупких плечиках гильзу, ото двинули ее в сторону и кивнули солда там, мол, весна, понимаете? И солдаты понимали: февраль 1945 года они встречали на берегу Одера в стремительном наступлении, обещавшем скорое окончание войны. Почти сутки на участке, занимаемом батареей капитана Рыбалко, было отно сительно спокойно. Фронт своим пра вым крылом двигался к Берлину, а ле вое чуть задержалось, готовясь к про рыву глубоко эшелонированной обороны крупной фашистской группировки. На исходе дня гитлеровцы предприняли отчаянную атаку, пытаясь сбить наши части с плацдарма на Одере. В стереотрубу видно, как из рощицы, подминая кустарник, выползали низко- 1 Н и ко л ай Ры б ал ко . Под солнцем Роди ны. Стихи. Сталинское областное изда тельство , 1956. Глазами сердца. Лирика. Сталинское областное издательство , 1958. Стихи. Воениздат, 1959. 12. «Сибирские огни» № 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2