Сибирские огни, 1959, № 8
Критики и литературоведы Томска охватывают большой круг вопросов, как из истории советской литературы, так и ее настоящего, их не пугает объем ис следований, острота вопросов. Некоторые замечания вызывает статья В. Яценко «О романтической ли нии рассказов К. Паустовского». Автор с первых же строк горячо вы ступает против теории «неполноценно сти» рассказа, как жанра, против утвер ждения, что рассказ не может соперни чать с романом и повестью. Затем автор исследует содержание романтического идеала писателя, но де лает это почти исключительно на ма териале его повестей и романов, а от нюдь не рассказов, таким образом опро вергая самого себя. Ошибка в том, что романтическую, либо какую-то другую линию в творче стве писателя нельзя рассматривать в рамках одного какого-то жанра, если писатель работает в жанрах различных. Попросту В. Яценко напрасно ограни чил себя в заглавии, поскольку затем он нарушил эти ограничения. * * * Итак, альманахи двух литературных объединений, Кемеровского и Томского, да и не только этих двух — стоят на низком художественном уровне. Фразы о том, что нельзя делать ски док на молодость, что к любому печат ному изданию должны предъявляться одинаковые требования, и что нет пери ферийной литературы даже там, где не работают профессиональные писатели— все эти фразы скорее являются заклина ниями, на деле же почти невозможно ждать, чтобы литературное объедине ние создало книгу альманаха, которую можно было бы поставить в один ряд с толстым всесоюзным журналом. Заведомо зная об этом, имеем ли мы право выпускать литературу неполно ценную, портить вкусы наших читате лей, давать выход в свет произведениям слабым? Как будто — нет, не имеем. Но есть, однако, и другие соображе ния на этот счет. А имеем ли мы право сдерживать рост молодых сил, сумеют ли наши жур налы одни, без альманахов, предоста вить свои страницы для первых, пусть робких шагов талантливых начинающих писателей? Эти писатели ведь должны где-то начинать, а там, где нет профес сиональных писательских организаций со своими изданиями, начинать можно только в самодеятельном альманахе. Противоречия серьезные, и вряд ли удастся их устранить совсем, но сгла дить, свести к минимуму, можно. «Томск», «Огни Кузбасса» и другие сибирские альманахи уже в текущем году несколько реорганизуются и безус ловно — к лучшему. Теперь они будут выходить три-четыре раза в год, но очень небольшим объемом, всего в два- три печатных листа. Что это даст? Когда издательство стремилось ском плектовать «солидный» по объему но мер альманаха, оно к двум-трем стоя щим произведениям вынуждено было в спешном порядке присоединить все, что попадется под руку, лишь бы этот «не обходимый» объем обеспечить. Тонкая книжка альманаха такого ис кусственного присоединения не потребу ет. Тонкая книжка будет дешевле и ско рее разойдется в продаже. Наконец, она может быть злободневнее, хорошая вещь не будет гадами ждать выхода очередного номера альманаха, она мо жет быть опубликована даже одна. Опыт Читы и некоторых других горо дов это уже подтвердил. Далее, необходимо добиться такого порядка, когда альманахи своевременно и вполне квалифицированно подверга лись бы критике. Это особенно важно для начинаю щих авторов и для читателей, кото рые особенно заинтересованы в правиль ной оценке произведений молодого пи сателя. Первый критик каждого номера аль манаха — это областная газета. Но это го недостаточно. Нужно добиться тако го порядка, при котором альманахи сис тематически получали бы и закрытые рецензии из комиссии русской литерату ры Союза писателей РСФСР, и подвер гались бы критике на страницах того- или иного журнала, «Литературной га зеты», газеты «Литература и Жизнь». Рецензии — еще не все. В областях и краях должны время от времени проводиться совещания авторов альманаха с участием квалифицирован ных приезжих писателей, которые каж дому произведению давали бы оценку, памятуя, что выступление в печати мо жет принести больше всего вреда само му автору, если этот автор, не имея на то объективных данных, вдруг возомнит - себя писателем. 1 Разумеется, что и всякая вещь, с определенными хотя бы намеками на талантливость, должна быть отмечена не столько похвалами, сколько внимани ем к автору, к слабым и пробивающимся сторонам его дарования. Одним словом, нельзя рассматривать альманахи, как самостоятельный и неза висимый печатный орган. Нет, это орган самодеятельный и он обязательно должен быть подшефным кому-то в смысле тщательного, проду манного обозрения каждого номера. При таком условии альманахи имеют право на существование.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2