Сибирские огни, 1959, № 8

Критики и литературоведы Томска охватывают большой круг вопросов, как из истории советской литературы, так и ее настоящего, их не пугает объем ис­ следований, острота вопросов. Некоторые замечания вызывает статья В. Яценко «О романтической ли­ нии рассказов К. Паустовского». Автор с первых же строк горячо вы­ ступает против теории «неполноценно­ сти» рассказа, как жанра, против утвер­ ждения, что рассказ не может соперни­ чать с романом и повестью. Затем автор исследует содержание романтического идеала писателя, но де­ лает это почти исключительно на ма­ териале его повестей и романов, а от­ нюдь не рассказов, таким образом опро­ вергая самого себя. Ошибка в том, что романтическую, либо какую-то другую линию в творче­ стве писателя нельзя рассматривать в рамках одного какого-то жанра, если писатель работает в жанрах различных. Попросту В. Яценко напрасно ограни­ чил себя в заглавии, поскольку затем он нарушил эти ограничения. * * * Итак, альманахи двух литературных объединений, Кемеровского и Томского, да и не только этих двух — стоят на низком художественном уровне. Фразы о том, что нельзя делать ски­ док на молодость, что к любому печат­ ному изданию должны предъявляться одинаковые требования, и что нет пери­ ферийной литературы даже там, где не работают профессиональные писатели— все эти фразы скорее являются заклина­ ниями, на деле же почти невозможно ждать, чтобы литературное объедине­ ние создало книгу альманаха, которую можно было бы поставить в один ряд с толстым всесоюзным журналом. Заведомо зная об этом, имеем ли мы право выпускать литературу неполно­ ценную, портить вкусы наших читате­ лей, давать выход в свет произведениям слабым? Как будто — нет, не имеем. Но есть, однако, и другие соображе­ ния на этот счет. А имеем ли мы право сдерживать рост молодых сил, сумеют ли наши жур­ налы одни, без альманахов, предоста­ вить свои страницы для первых, пусть робких шагов талантливых начинающих писателей? Эти писатели ведь должны где-то начинать, а там, где нет профес­ сиональных писательских организаций со своими изданиями, начинать можно только в самодеятельном альманахе. Противоречия серьезные, и вряд ли удастся их устранить совсем, но сгла­ дить, свести к минимуму, можно. «Томск», «Огни Кузбасса» и другие сибирские альманахи уже в текущем году несколько реорганизуются и безус­ ловно — к лучшему. Теперь они будут выходить три-четыре раза в год, но очень небольшим объемом, всего в два- три печатных листа. Что это даст? Когда издательство стремилось ском­ плектовать «солидный» по объему но­ мер альманаха, оно к двум-трем стоя­ щим произведениям вынуждено было в спешном порядке присоединить все, что попадется под руку, лишь бы этот «не­ обходимый» объем обеспечить. Тонкая книжка альманаха такого ис­ кусственного присоединения не потребу­ ет. Тонкая книжка будет дешевле и ско­ рее разойдется в продаже. Наконец, она может быть злободневнее, хорошая вещь не будет гадами ждать выхода очередного номера альманаха, она мо­ жет быть опубликована даже одна. Опыт Читы и некоторых других горо­ дов это уже подтвердил. Далее, необходимо добиться такого порядка, когда альманахи своевременно и вполне квалифицированно подверга­ лись бы критике. Это особенно важно для начинаю­ щих авторов и для читателей, кото­ рые особенно заинтересованы в правиль­ ной оценке произведений молодого пи­ сателя. Первый критик каждого номера аль­ манаха — это областная газета. Но это­ го недостаточно. Нужно добиться тако­ го порядка, при котором альманахи сис­ тематически получали бы и закрытые рецензии из комиссии русской литерату­ ры Союза писателей РСФСР, и подвер­ гались бы критике на страницах того- или иного журнала, «Литературной га­ зеты», газеты «Литература и Жизнь». Рецензии — еще не все. В областях и краях должны время от времени проводиться совещания авторов альманаха с участием квалифицирован­ ных приезжих писателей, которые каж­ дому произведению давали бы оценку, памятуя, что выступление в печати мо­ жет принести больше всего вреда само­ му автору, если этот автор, не имея на то объективных данных, вдруг возомнит - себя писателем. 1 Разумеется, что и всякая вещь, с определенными хотя бы намеками на талантливость, должна быть отмечена не столько похвалами, сколько внимани­ ем к автору, к слабым и пробивающимся сторонам его дарования. Одним словом, нельзя рассматривать альманахи, как самостоятельный и неза­ висимый печатный орган. Нет, это орган самодеятельный и он обязательно должен быть подшефным кому-то в смысле тщательного, проду­ манного обозрения каждого номера. При таком условии альманахи имеют право на существование.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2