Сибирские огни, 1959, № 8

дений критики уходят. В десятом номе­ ре альманаха прорецензирована лишь одна книга — новосибирского1 поэта А. Смердова «‘Камень на ладони», изда­ ния 1954 года, в номере одиннадцатом помещено три рецензии, но на какие именно книги? Это — сборник «Установ­ ление Советской власти в Кузбассе (1917 — 1919 гг.). Сборник документов», книга И. Зыкова «С ружьем и котомкой по тайге» и книга В. Попова «Природ­ ные богатства Кемеровской области». Как видно, произведений местной ху­ дожественной литературы альманахи совсем не касались. А напрасно! Кеме­ ровское книжное издательство отнюдь не безгрешно в этом отношении, оно вы­ пускает в свет иной раз очень слабые книги и поэтические сборники. Кому же, спрашивается, и сказать по этому пово­ ду свое слово, если не местным крити­ кам? В номере одиннадцатом напечатана статья К. Шилова «Горький и Приш­ вин». Статья в значительной степени— академичная, рассчитанная не столько на широкого читателя, сколько на спе­ циалиста. Конечно, в том, что эту ста­ тью опубликовал альманах — нет ника­ кой ошибки, а все-таки место ей скорее всего в «Ученых записках» какого-либо пединститута или университета. Еще беднее раздел «Искусство». Статья А. Волгина о драматических театрах области — это даже не статья, а чисто официальная, канцелярская справка о том, когда, что и какие теат­ ры ставили и какие актеры, режиссеры и художники в этих постановках прини­ мали участие. Справка, к тому же, где- то залежалась, так как опубликована она в 1958 году, а начинается со слов о том, что наша страна «подводит» ито­ ги культурной революции к сорокале­ тию Великой Октябрьской революции. На уровне газетной информации стоит и другая статья на эту же тему — о творческом пути актера А. А. Максимовича, написанная Ф. Есипо­ вым. Находят на страницах альманаха мес­ то и протоколы заседаний местного литературного объединения, причем протоколы неуклюжие. Читаем, что «Пушкаренко, пробующий свое перо в области рассказа, предложил литера­ торам начать шефство над отдельными предприятиями», а «в члены областного литературного объединения приняты 32 товарища, уже много лет участвующие в работе литгрупп, сами пишущие» и что «в жизни пишущих областного центра наметился определенный отрадный пе­ релом. Отныне в работе литературного объединения активное участие будет принимать кафедра литературы педаго­ гического института. Это позволит ква­ лифицированнее разбирать произведе­ ния молодых авторов». Подобный жанр и стиль в коммента­ риях не нуждается. Никак нельзя признать полноценным и раздел поэзии. Читаешь одно стихотворение за дру­ гим и ведь ни об одном не подумаешь: «Жаль, что эти строчки не увидели страниц распространенного журнала, жаль, что их не прочтет читатель за пре­ делами области!» Чаще возникает дру­ гое чувство — жаль, что читателей Куз­ басса потчуют подобной поэзией. Сколько уже раз слышалась критика в адрес поэта А. Косаря, но он, однако, остается верным самому себе и пишет: «Куда ни глян ь — везде до гори зон та — гора к горе — нагроможденье гор... Но путь пробил ж елезным мастодонтам путеец, экскав аторщ ик . шофер. Б ар ан ку налево , б ар ан ку направо . по р ечке зам ер зш ей , средь гор... Тебя н а зы ваю т героем по праву , строитель Южсиба, шофер!». Строк много, смысла не видно. Это откровенная халтура. У поэта М. Небогатова мы тоже встре­ тим то мнимую значительность, то ис­ кусственную лихость строчек: «Вы не знаете , почему, кто на зв ал его Чертовым логомг Не известно и мне самому, что таится в н а зв ании строгом»- или: «Эй, работай веселей! В этих грудах штабелей — Шпалы новых м агистралей . Книги, парты для детей. Вообще же поэтический раздел аль­ манаха очень невелик по объему. Об альманахе «Томск» говорить при­ ходится очень коротко по той причине, что это, скорее всего, не столько аль­ манах, сколько том «Ученых записок» кафедр литературы университета и местного пединститута. К тому же жур­ нал «Сибирские огни» уже выступал с его оценкой. Стихи нескольких авторов,^ три рас­ сказа и еще несколько статей на исто­ рико-революционные темы положения не меняют, тем более, что эти стихи и рассказы — то есть художественная часть альманаха — весьма слабы. Что касается многочисленных лите­ ратурно-критических статей альманаха — они оставляют впечатление серьез­ ных и интересных исследований, затра­ гивают насущные проблемы советского литературоведения. Здесь мы найдем статьи о творчестве Вяч. Шишкова, Н. Погодина, К. Паустовского, о работе сибирских очеркистов и местного писате­ ля В. Иванова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2