Сибирские огни, 1959, № 8
ку, такой мнимовозвышенный «штиль.»! Такую фразу редакторы альманаха не допустили бы в рассказе, в повести, в романе, но в очерке, они считают — ей место. И заблуждаются при этом, глу боко заблуждаются. К очеркам же следует отнести и пу тевые заметки Э. Суворовой «У на ших друзей» (о поездке в Китай) и «'В гостях у молодежи ГДР» А. Сергеева. И тот и другой очерки написаны по принципу, 'которому дал верное опреде ление В. Василевский ib газете «Литера тура и жизнь»,— принцип этот назы вается «гуляем по улицам». «В столицу КНР — Пекин, — пишет Э. Суворова,— прибыли около 10 утра». А в каком году? Весной, осенью или летом? Это для автора не имеет значе ния. Вот глава — «В Шанхае» и в ней — 8 строк о китайском чае, 8 строк — о цирке, 5 строк — о пио нерах. Храмам и буддам повезло боль ше, им отводится 15 строк. Сколько уже раз мы слыхали, что «на небе рай, а на земле Ханчжоу»! Сколько раз читали о посещении 1-й текстильной фабрики Шанхая 'совет скими туристами! Здесь, правда, такая деталь: туристы вносят какое-то свое предложение директору фабрики, но ди ректор «легко доказал, что мы предлага ем ерунду». Ерунду не удалосывнедрить в производство, но в очерке она почему- то 'все-таки находит себе место. В записках А. Сергеева Берлину от водится 2 страницы, Ростоку — 2, Шве рину — 1,75, Магдебургу — 1. Поездки за границу стали для совет ских людей делом обыденным, Большой Советской Энциклопедией для справок может воспользоваться любой читатель, и наплыву в нашу литературу туристов, пишущих по принципу «гуляем по ули цам», нужно положить конец. Другое дело, когда ученый А. Г. Са виных в альманахе «Томск» рассказы вает о постановке медицинского дела в Англии. Пусть этого автора прочтет за ведомо узкий круг читателей, но тот, кто его прочтет, — что-то обязательно почерпнет для себя. И туристы, если уж они хотят вы ступать в печати, должны отказаться от описания своих маршрутов, а говорить о чем-то одном, что привлекло их вни мание больше всего, о каком-то конкрет ном вопросе, в котором они сведущи, о котором могут судить со знанием дела вообще, а не только по мимолетным за граничным впечатлениям. Чтобы закончить разговор об очерке в кузбасском альманахе, нужно упомя нуть еще «Семь дней и ночей» А. 'Юхим- чука и «Кузбасские встречи» Б. Григер- мана. «Семь дней и ночей» посвящены героической обороне Брестской крепо сти в 1941 году. Трудности работы в Жанре очерка состоят еще и в том, что очеркист — первооткрыватель, что у него должен быть всегда самый свежий материал, читатель обязательно должен узнавать из очерка факты, причем — факты новые. А. Юхимчук пишет о тех же фактах, и даже о тех же людях, о которых рань ше и лучше уже написал С. С. Смирнов в своей книге «В поясках героев Брест ской крепости». В Кузбассе, в одной из МТС, автор встретился с участником обороны крепо сти —■ этот факт и является причиной появления очерка «Семь дней и ночей». Прямо скажем •— причина случайная, достаточно не обоснованная. Очерк Б. Григермана — это набор случайных фактов из истории развития железнодорожного транспорта в Куз бассе. Здесь нет ;ни очерка, ни записок, ни какого-либо другого жанра. О чем хочется сказать доброе слово, так это о разделе «Воспоминания» в де сятом номере альманаха. Они написаны не литераторами, не претендуют на ху дожественность, но говорят о значитель ных фактах и событиях. Читатель всегда внимателен к фак там, которые того заслуживают, и всегда понимает, с кем он имеет дело —- с пи сателем или с инженером. От писателя он и требует художественное произведе ние, от инженера — интересный факт. Здесь факты действительно интерес ные, изложены они коротко, четко. Сталевар Г. Захарченко, ныне пенсио нер, очень просто, ясно и убедительно рассказывает о своей жизни, о своем не легком труде. Всего-то в рассказе две страницы, а все-таки перед нами уже предстала че ловеческая судьба, и большое дело мы видим, которому человек беззаветно служил многие годы, и даже характер рассказчика. Инженер И. Люленков рассказывает о том, как впервые молодые токари изго товили нажимные винты. Вот и все, весь рассказ посвящен этому факту. Он на зывается: «И трудно, и радостно бы вало...» Действительно1, и трудности, и радос ти творческого труда мы в этом бесхит ростном повествовании видим, чувству ем, ничуть в них не сомневаемся. Самыми значительными в этом разде ле являются воспоминания старой рево люционерки А. Геласимовой «'Памятные дни». Это — рассказ о колчаковщине, о годах борьбы за Советскую власть в Кузбассе. Излагать этот захватывающий своим героизмом и простотой рассказ нет смысла. Хочется только пожелать, что бы и дальше «Огни Кузбасса» находили место для таких воспоминаний. Очень беден критический отдел аль манаха, особенно в той части, которая посвящена критике произведений мест ных авторов. Уже сами названия критических вы ступлений говорят о том, что от оценки современных художественных произве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2