Сибирские огни, 1959, № 8

окого «Яра» 1914 года или под старого тапера из когда-то единственного кине­ матографа «Прогресс» в моем родном городке на Волге. Но маскарадом тут и не пахло. Стю­ ард был всего лишь стюардом, то есть комсоставским буфетчиком с одного из облупившихся лесовозов судовладель­ ческой династии Борнхофенов (облу­ пившихся, потому что красят сухогруз­ ные транспорты в федеративной Герма­ нии только в молодости, а какого черта красить стариков, если они уже аморти­ зировали заложенный в них чистоган и не нынче-завтра могут пойти ко дну?). Черный галстук-бабочка был своего рода «профодеждой» многих иностран­ ных стюардов. Он был и на милом юноше Уве Хор­ не — единственном нашем собеседнике в этот снулый вечер, когда мы, не пере­ ходя государственной границы, побыва­ ли на чужом западе. Уве оказался любителем старой клас­ сической музыки, и имена Моцарта, Шу­ берта, Бетховена и Шопена были спо­ собны вызвать румянец на его по-де­ вичьи нежных щеках. Перестав созерцать замедленный кинофильм рок-н-ролла, мы уселись с Хорном на плюшевом диванчике, и раз­ говор о музыке в наших душах вернул матросскому клубу звание интернацио­ нального. Уве — музыкант и поклонник всего классического в музыке. Но по воле не­ доброй судьбы сейчас он вынужден мыть тарелки с чужими объедками в офицер­ ском буфете огромного лесовоза. Он обижен, и он завидует русским молодым людям, которые за счет государства учатся в консерваториях и музыкаль­ ных училищах. Он обижен за западно­ германскую оперу, которую все глубже захлестывает заокеанская волна «этой профанации» — Уве кивает в сторону роккнн-роллствующего зала. Он, наконец, обижен на Мир, устроен­ ный так нескладно': бездарный сын фаб­ риканта, если захочет, может окончить десять консерваторий даже в Италии, а он не увидит ни одной, хотя музыку чувствует сердцем и чему-то начинал учиться... ...Когда мы в потоке горланящих и пошатывающихся дизелистов, коков, штурманов и рулевых из Гамбурга, Ос­ ло и Роттердама покидали подъезд клу­ ба моряков, над Игарской протокой гус­ то всплыл недалекий гудок. Своим мощ­ ным басом заглушив пьяный гомон и ширканье заплетающихся ног, он все шире тек над ночным заполярным горо­ дом. Голоса судов почти так же индивиду­ альны, как и человеческие голоса; и за десять дней, привыкнув к этому тяжело­ му басу, я уже не мог ошибиться. Это был голос «Красноярского рабочего», могучего полуморского буксира. Неутомимый речной работяга, он стя­ нул свой воз в Дудинку и с новым кара­ ваном поднимался уже в Красноярск. Нужно ли говорить, что именно тогда с каким-то новым чувством я вспомнил капитана Захарова и всех трех штурма- .нов, Лешу-боцмана и Сеню-боксера, Петра Трощенко и Маричева. Именно тогда, в толпе крепко подвы­ пивших иностранных моряков, пришед­ ших за нашей древесиной, я и решил рассказать о буднях простых и скром­ ных тружеников сурового Енисея.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2