Сибирские огни, 1959, № 8
т о й товарный дворик или железнодо рожный разъезд, повеяло каким-то еще не вполне определившимся трагикомиз мом, и на мостике грохнул дружный хохот. Но человек без пояса продолжал яростно кричать в свой литровый рупо- рок. — Тихо! Слышите — «Андижанец» не заводится! — догадавшись приста вить к уху огромный капитанский ру пор, наконец расшифровывает кто-то из штурманов панический вопль «хозяина» «Молоти», и капитан вызывает на мо стик первого поммеханика Юрия Нико лаевича Сизикова. Первый помощник механика — ред костный рассказчик из тех людей, кото рых принято называть «душой обще ства». Голубоглазый и большелобый от ран них залысин на висках, Юрий обладал редким даром — говорить самые комич ные вещи подчеркнуто серьезным тоном. Но сейчас Юрий мрачен — незадач ливая баржонка уже успела осточертеть всему экипажу. — Придется сходить на эту назолу, Юрий Николаевич, — устало говорит капитан, и только что сменившийся с вахты Юрий без слов опускается вниз за инструментом — все движки от мо тоциклетного мотора до самого крупно го дизеля на реке его слушаются. Васи лий Тихонович передал своему первому помощнику все, чему сам научился за тридцать лет плавания. Пыхтит паровая «буксирка», подби рая толстенный стальной трос и впри тык подводя корму теплохода к бар жам. Шкипер «Молоти» выглядит вбли зи довольно тускло и виновато. Обдер гивая свою неподпоясанную косоворот ку, он невнятно бормочет, что причи ной всей слава богу ликвидированной аварии был единственно проклятый ам миак в цистернах. Это он отпугнул не выносимой вонью команду буксира, по сланного Лютницким откачивать «Моло- гу» еще в Енисейске. А что баржу по вело, так и это ведь тоже с каждым мог ло случиться. — Так ты ж хозяин своей баржи, чего ж ты глядел, когда тебя грузили?— недовольно спрашивают мологского «хо зяина» из группы теплоходоких ребят, сбившихся на корме. Корнилов, Троценко, свободные от вахты дизелисты и рулевые молча стоят на решетчатом кормовом «банкете» бук сира — слова сейчас уже не помогут, да и что бить лежачего? Вид виновника всей «мороки» последних двух дней обезоруживает. Его уже никто больше не ругает, над ним даже не смеются. Какие-то дебелые тетки и голосистые девчата в цветастых кофточках и лыж ных штанах — матросы барж передне го счала — собираются у шпилей своих ■огромных ковчегов. Могучий старик-шкипер с лысиной апостола Павла, не глядя ни на «паро- ходских», ни/на мологского коллегу, де ловито пилит дрова со своей старухой- матросом. Курится голубой дымок" над шкиперскими избушками на кормах барж. Полыхает алая герань в окнах, и протяжно голосит где-то заключенный в клетке петух. Идиллию всей картины портят только порванные «уши» — за щитные столбики на носу средней баржи. Тепдоходение стоят на фоне этой раз общенной, шкиперской деревушки моно литной, замасленной автолом, полосатой от тельняшек кучкой, словно нынешний день Енисея против его вчерашнего дня. Они отличаются от пестро одетых шки перов и матросов барж, во-первых, завод ской сплоченностью и выучкой коллек тива, объединенного вокруг общего пла на, ленуголка, комитета комсомола, на конец, могучих дизелей своего судна и его коммуниста капитана Захарова. А капитан — сьгн портового грузчи ка, в годы Советской власти ставшего начальником большой хлебной приста ни,— этот поистине «чернорабочий» капитан был типичным связующим зве ном двух поколений енисейских судово дителей. Во-вторых, все они, от капитана до Сени Гусакова, чему-то учились и учат ся. В-третьих, у каждого из них есть будущее, а безмятежный шкиперский поселок за нашей кормой обречен на срочную перестройку — самое позднее через два года на Енисее совсем не ос танется таких барж, их всех заменят лихтеры с паровыми брашпилями или самоходки, и теперешним их командам волей-неволей придется идти на курсы кочегаров, сдавать какие-то техминиму мы, чему-то учиться и переучиваться, словом, догонять жизнь. Просто широ кая спина и крепкая мускулатура, не в пример давним годам, ценятся на реке все меньше. Черными удавами лежали на носах барж саженные бухты стальных тросов. Огромные адмиралтейские якоря — и кормильцы и мучители всех этих пожи лых дядек и хорошо сложенных девчат в лыжных штанах — отражались в спо койно-зеленой воде черными клешнями- лапами, и хотя они и были очень роман тичны, нисколько не изменясь с времен Петра Великого, мне не было жалко, что это романтическое старье безвозвратно уходит. Возвратившийся с «Мологи» Семен Гусаков, не спавший прошлую ночь, вор ча, что теперь и потренироваться неког да и будешь «не в форме», собирается поспать перед вахтой. Но не вынеся соблазна, подвешивает на крюк свою грушу, и тугие шлепки ударов снова разносятся по коридору. Капитан так и не ложился. Большой, грузный, в огромном тулупе, бессменным часовым ходит и ходит он по мостику, вполголоса подсказывая рулевому и вах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2