Сибирские огни, 1959, № 8
мика». Владимиру Григорьевичу подби рали -на нем каюту — обязательно под самым мостиком. Но я знаю и то, что Даровских посту пит именно так, как он поступает 'сей час. Может быть, несколько повинна в этом и «Молота» — нерадивая баржа, так осложнившая наш рейс. Владимир Даровских — принципи альный сторонник добрых старых тра диций речного флота и хороший това рищ, и такая частность, как повышение в должности, вряд ли его изменит. А опытное капитанское сердце не на прасно тревожило Захарова. Вода в трюмах «Мологи» опять на чинает прибывать. Уже на ходу с теплохода падает на воду белая морская шлюпка. Анатолий Станко-вский, застегивая полушубок, лезет за борт и, улучив удобную минуту, ловко прыгает на дно кренящейся белой скорлупки. Сеня Гусаков с матросом Владими ром Поздняковым вслед за штурманом повторяют этот рискованный перелет в пляшущую на зыби шлюпчонку и раз бирают весла. — Главное, «батрак» чтобы качал!— с порывом крепчающего ветра доносит ся до них последняя фраза капитана. Станковский молча кивает и ставит шлюпку носом <к крутой зеленой зьгби. Все очень буднично и просто. Люди борются за план, за две с половиной нормы в сутки. Вскоре Станковский семафором сооб щает на теплоход о том, что «батрак» ■налажен. Но наш капитан, когда это нужно, умеет быть и скептиком. Разговор цвет ных флажков продолжается: «Оставай тесь на барже до утра. Обеспечьте не прерывность откачки. Через каждые три часа пишите на щите уровень воды». Высадившаяся на баржу аварийная группа переносит туда навыки и дисцип лину «.Красноярского рабочего». Теперь мы имеем на «Мологе» 'своего комисса ра, и еще одна ночь проходит относи тельно спокойно. На теплоходе не хва тает рулевых — первый и второй штурманы посменно стоят на штурвале. капитан уже не спит вторую ночь. С севера, с еще очень далекого Кар ского моря на караван налетает штор мовой ветер. Он гудит, мохнатой лапой упирается в широкий лоб теплохода. Бе ляки на волнах становятся видны даже и в гудящих по-темках, пронизанных брызгами и мелким дождем. Енисей в этих местах шире четырех пяти километров, и ветерку есть где развернуться. Но караван из двенадцати груженых барж, чуть побольше железнодорожно го состава в каждой, неуклонно спешит на Север •— двадцатого августа в Игар ку придет караван иностранных лесово зов, и экспортная древесина должна попасть туда без опозданий. Да и железнодорожный состав, доста вивший нам столько хлопот, ждут не дождутся в заполярном Норильске. Так же неуклонно, как ход нашего каравана, ползет все дальше вверх ко ленчатая красная черта на графике вы полнения плана. Но как не даром все это дается! В чаду и грохоте машинного и котель ного отделений особенно строго стоят ходовые вахты помощники механика, дизелисты. Теперь план (читай, скорость движения тяжелого воза вниз по реке)' зависит главным образом от них. А кому хочется быть похожим на шкипера с «Мологи»? Об этом помнят каждую минуту и на мостике. Штурманы, они же рулевые, ведут караван точно по пунктиру пло тового хода. Главный механик, проходя по решет чатому стальному мостику между огром ными дизелями, нет-нет да и остановит ся возле второго цилиндра левого дви гателя, послушает, как стучит в нем поршень, и будто бы невозмутимо идет дальше. Для постороннего уха все две надцать поршней барабанят совершенно- одинаково, но Василий Тихонович Мари- чев, как опытный врач, слышит хрипы еще только -задумавшего- приболеть сердца второго цилиндра — тончайший дребезг от надкола на юбке поршня.. Хорошо, если поршенька хватит на об ратную дорогу через Осиновский порог, там дизелям тоже -придется поработать внатяжку. Между тем оскандалившаяся «Моло та» уже -стяжала себе печальную извест ность. В каждые диспетчерские переговоры неукоснительно запрашивается, не при бывает ли вода в подвалах ее огромного трюма. Буксирный теплоход «Минск» по команде старшего диспетчера уже при вез из Туруханска и сгрузил на аварий ную баржу моторный насос «А-ндижа- нец». «Батрак», работавший только в напористых руках Сени-боксера и Позд някова, у шкипера опять безнадежно «скис». Но, казалось бы, уж теперь, вооруженная современной техникой, «Молога» должна бы перестать мутить нам голову. Однако ее шкипер — небольшой и не первой молодости мужичок в косоворот ке без пояса, пробравшись на нос свое го ковчега, надсадно кричит что-то в помятый рупорок, чуть больше обычной литровой бутылки. Встречный ветер и железный топот дизелей обрывают окончания его пани ческих призывов, и до мостика буксира доносится только какая-то- явная несу разица, вроде: — Дилижанс... не... водится! Впервые за все эти нелегкие дни от громоздкого корпуса подтекающей «Мо логи», багровостью пульманов и голу бизной. цистерн напоминающего неболь?-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2