Сибирские огни, 1959, № 8

на откачку «Молота» будет послан бук­ сирный теплоход «Дудинка», теплоходу «Мусоргский» уже дана команда оста­ вить воз и спешить на помощь нашему каравану. До «Мусоргского» от нас «всего» девяносто километров. — «Краорабочий»! Вы меня поняли? Продержитесь пару часов? — сквозь писки чьей-то неугомонной «морзянки» и щелчки атмосферных разрядов спра­ шивает Сашу дежурный порта — дис­ петчер Тимофеев. Я не знаю этого да­ лекого Тимофеева, но сейчас он всем нам кажется очень симпатичным чело­ веком — прежде всего он речник, член одного коллектива и с Захаровым, и с Ивановым, и с Даровоких. В его спо­ койном голосе — сочувствие и желание ободрить людей, попавших в беду по оплошности растяпы-шкипера, недогля­ девшего за своей баржей. — Вот, бродяга, — ославит на всю реку, — расстроенно ворчит Саша Си- нюшкин, поворотами черного рубчатого регистра выщупывая в эфире рацию «Мусоргского». «Мусоргский» не нахо­ дится, и Саша продолжает ворчать: — Теперь будет мороки. Радиограм­ ма за радиограммой. И как нарочно- — послезавтра соревнование коротковолно­ виков. Плакало мое первенство. И ведь как дельно рейс начался! Лицо его служебно строжает — где- то в сутолоке чужих «морзянок» писк­ нули нужные 'позывные — «Мусорг­ ский» подает голос. Забьгв об ужине, обо всем, даже о соревновании, Саша продолжает прощупывать эфир. А вода в трюме «Молота» медленно, но неуклонно прибывает: 40, 45, 50 сан­ тиметров... Неужели помощь опоздает и всем двенадцати баржам все-таки придется отдавать свои огромные, по тонне весом, адмиралтейские якоря, а нам расчали­ вать все четыре «упряжки» воза и са­ мим откачивать злополучную баржон-ку? Тогда прощай выполнение, дел тут хва­ тит на добрых трое суток, потому что «иной шкипер канат травит, как душу из себя вытягивает, лишь бы вершок лишнего не вытравить», — как говорит Даровских. Ясно, не все шкиперы барж на Ени­ сее подобны своему собрату с «Моло­ та», но не менее ясно и то, что допо­ топная ручная «техника» несамоходно­ го судна в одной упряжке с дизелями «Красноярского рабочего» в случае аварии вдесятеро снижает общие воз­ можности. Но на туманном ночном плёсе появ­ ляются огни теплохода, быстро бегуще­ го сверху. Коллектив речников о -нас не забыл. Первой подходит «Дудинка», через час подваливает «Мусоргский». Его капитан Кудрявцев гнал -своего «пе­ тушка» на всех добавителях — этика речников и приказ диспетчера -не были для -него -пустыми словами. Сопя и шумно заглатывая воду, зара­ ботали мощные помпы. «Молога» посте­ пенно выравнивается. Рейс можно про­ должать. Только после того, как авария лик­ видирована, становятся ясны ее причи­ ны. Неравномерное распределение тя­ желого груза — вагонов и цистерн — исподволь, но неуклонно выгибало кор­ пус «-Молота». Наконец баржу «повело» пропеллером» и разошлись стыки, а «-батрак» — водоотливная машина, ра­ ботающая только на ходу баржи, -оказа­ лась, по небрежности шкипера, поломан­ ной. Ни сам растерявшийся «хозяин»- «Молота», ни его помощники не сумели ее наладить. Плаванье опять -становится напряжен­ но спокойным: две -с половиной нормы в день при нагрузке в -двенадцать барж- теплоходу обеспечены, и это действует на всех. К обеду о «Мологе» уже за­ были. -Один Захаров нет-нет да и покосится за корму на красные -ко-робки вагонов» на палубе ненадежной -баржи, — капи­ танское -сердце чует, что на такой тыл, как шкиперский коллектив «Мологи», лучше -не по-лагать-ся. Ота-рая поговор­ ка — «Вахта — не вахта, а добрый -ка­ питан всегда на -мостике», полностью вступает в силу. Погода -свежеет, и, натянув свой чер­ ный вахтенный тулуп и кожаную шапку- ушанку, Алексей Николаевич и днюет- и но-чуе-т в рубке, -совсем забросив свою» салон-каюту. А водная гладь пе-ред теплоходом все- больше отдает -студеным северным мо­ рем, и встречные суда выходят из-за- оловянной кромки -воды -совсем по-мор- скому — -сначала мачтами. Недалек последний — Осиновский по­ рог, а там и рукой подать до Полярно­ го -круга. В штурманской рубке тепло от вклю­ ченных батарей -парового -отопления и- пах-нет зимним Кронштадтом. Запах: всех -осенних рубок связан для меня с ним, так же, как для Иванова — с Рус­ ским островом или портом Свободным, а для любого демобилизованного фран­ цузского боцманмата —• -с Тулоном. — А что, Владимир Григорьевич, в- Туруханске, надо -полагать, на скорый- -пересядете? — подмигнув нам, спраши­ вает Иванов. Даровских невозмутим. — Никак нет. Дойду -с вами до Игар­ ки, Владим Ма-ксимыч, — словно не по­ нимая «подначки», подчеркнуто спокой­ но парирует о-н. Я уже знаю -— возле устья -речкн Глотихи Саша Синюшкин принес на мо­ стик радиограмму: Даровских назначен первым штурманом на новый теплоход «Академик Анучин», -перегоняемый из- Чехословакии. Даровских веле-но- -срочно,, на любом пассажирском, следовать в Игарку, к месту приемки судна. В рубке только что ходила по рукам- вырезка из «Речника Е-ни-сея» со сним­ ком нарядного кораблика типа «Акаде­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2