Сибирские огни, 1959, № 8

с кой линии, ходивший в свое время и на буксирах. Наши двенадцать барж за кормой имеют и свое неоспоримое преимуще­ ство — красная черта на графике вы­ полнения месячного плана угловато и упрямо ползет вверх, каждый день пе­ решагивая за две с половиной суточные нормы. Пока что все идет по графику, и люди спокойно стоят свои машинные и руле­ вые вахты, а сменясь, готовят зачетные работы о практике, слушают радио, иг­ рают на аккордеонах, читают книги из судовой библиотеки, подобранной штур­ маном Станковским, «выжимаются» на ■брусьях и вводят в нокаут тренировоч­ ные кожаные груши, налитые водой. Рейс как рейс. И вдруг на коротенькой мачте «Моло­ ти», второй по величине барже нашего каравана, поднявшей целый железнодо­ рожный состав для Норильска, вспых­ нул красный флажок, вполз до середи­ ны фала и остановился — сигнал не требовал особых расшифровок. Он озна­ чал только одно: «Терпим аварию». Первое, что я увидел, поднимаясь по отвесному трапику на мостик, были по- строжавшие глаза нашего капитана. На­ супленный и мрачный, глядел он за кор­ му своего буксира. — Видели? Текут, шелопуты, — не­ весело буркнул он, кивнув на аварийный сигнал, — и черт их знает, что за люди! Большое ли дело — держать одну баржу в порядке? Алексей Николаевич Захаров сердито дернул белесой бровью и снова заша­ гал по мостику перед рубкой. Положенье каравана сразу стало «пи­ ковым». Случайный человек на реке срывал труд целого коллектива. Надо срочно вставать на якорь и за­ прашивать по радио другой буксир — откачивать давшую течь «Мологу». - На мостике угрюмо молчали. Место для разворота против течения и постановки на якорь почти километро­ вого каравана было, как и большинство здешних мест, никак не подходящим, и нам приходилось во что бы то ни ста­ ло дотягивать до мало-мальски удобной якорной стоянки. Захаров с дребезгам поставил медные рога машинного телеграфа на «полный вперед». Ответным звоном послушно откликнулась машина. Капитан опять угрюмо заходил по мостику. «Полный вперед» — это было все, что он мог сейчас сделать. Томительно потянулись минуты. Гла­ за всех на мостике устремлены назад, к «Мологе». Вот тебе и сработали по две с половиной нормы в день... Молчит ка­ питан, молчат штурманы. Спорить не о чем. Сигнал аварии подбитым крылом бьется на мачте «Молоти». Огромная баржа заметно накрени­ лась. Еще десяток градусов крена — и закрепленные толстой проволокой ва­ гоны и цистерны на гладких рельсах могут пойти за борт — на каменистое дно Енисея. Выжидать больше нельзя. Капитан ткнул пальцем в изгиб си­ ней жилы на лоцманской карте. Не раз­ вернемся ли здесь? Лицо капитана как будто осунулось за две минуты •— он принял решенье. Отрывистая команда рулевому — и руль положен на борт. «Красноярский рабочий» начинает описывать крутую пенную дугу и при­ ступает к этому развороту, рискованно­ му, но неизбежному в нашем положе­ нии. Захаров, не отрываясь, смотрит на ближний бакен. Он знает циркуляцию своего судна, как взмах собственной руки, — должны бы вроде развернуть­ ся. А белый бакен уже пляшет на вол­ не возле самого борта. Километровая связка барж медлительно и неуклюже повторяет маневр буксира. Кажется, обошлось. Иванов, сам стоя на руле, сквозь зу­ бы ругает мологского шкипера. Захаров уже набрасывает на формен­ ном бланке текст аварийной радиограм­ мы. Лицо его все больше мрачнеет — какому капитану приятно подписывать такие бумажки! Уже грохочут отданные якоря. Но из рубки никто не уходит. Еще неизвестно, какой грунт и удержат ли стальные челюсти двух якорей всю армаду? А «Молога» сидит на воде, скособо- ча-сь и словно дразнясь и подчеркивая всем своим креном, что за нерадивого случайного человека отдуваться придет­ ся всем. Правда, помпы «Красноярского рабочего» достаточно мощны — их хва­ тит на откачку десятка таких барж, но у нас связаны руки — только цепкие якоря теплохода могут удержать кара ван на месте, а для откачки надо встать борт о борт с «Мологой». Стиснув зубы, стоим на месте. Капи­ тан на спущенной шлюпке уходит на «Молоту». Река вокруг нас лежит ши­ роко и пустынно. Но на помощь карава­ ну приходит радио. 'Наш девятнадцатилетний судовой ра­ дист Саша Синюшкин становится глав­ ным действующим лицом всей канитель­ ной эпопеи с аварией в устье Марчихи— от его умения зависит быстрота связи с диспетчерской пароходства. Надев наушники, Саша сосредоточен­ но бьет ключом, вызывая город. Аварий­ ная депеша идет вне всяких очередей и ^установленных сроков переговоров. Сейчас нужнее Саши нет никого на теп­ лоходе, и в радиорубку к нему — по­ мещение чуть-чуть побольше обычной кладовки,, плотно забитое всякой гудя­ щей и щелкающей аппаратурой, —' ни­ кто, кроме первого штурмана, не захо­ дит, чтобы не мешать срочному вызову города. Ответ приходит сразу: из Енисейска 9. «Сибирские огни» № 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2