Сибирские огни, 1959, № 8
с кой линии, ходивший в свое время и на буксирах. Наши двенадцать барж за кормой имеют и свое неоспоримое преимуще ство — красная черта на графике вы полнения месячного плана угловато и упрямо ползет вверх, каждый день пе решагивая за две с половиной суточные нормы. Пока что все идет по графику, и люди спокойно стоят свои машинные и руле вые вахты, а сменясь, готовят зачетные работы о практике, слушают радио, иг рают на аккордеонах, читают книги из судовой библиотеки, подобранной штур маном Станковским, «выжимаются» на ■брусьях и вводят в нокаут тренировоч ные кожаные груши, налитые водой. Рейс как рейс. И вдруг на коротенькой мачте «Моло ти», второй по величине барже нашего каравана, поднявшей целый железнодо рожный состав для Норильска, вспых нул красный флажок, вполз до середи ны фала и остановился — сигнал не требовал особых расшифровок. Он озна чал только одно: «Терпим аварию». Первое, что я увидел, поднимаясь по отвесному трапику на мостик, были по- строжавшие глаза нашего капитана. На супленный и мрачный, глядел он за кор му своего буксира. — Видели? Текут, шелопуты, — не весело буркнул он, кивнув на аварийный сигнал, — и черт их знает, что за люди! Большое ли дело — держать одну баржу в порядке? Алексей Николаевич Захаров сердито дернул белесой бровью и снова заша гал по мостику перед рубкой. Положенье каравана сразу стало «пи ковым». Случайный человек на реке срывал труд целого коллектива. Надо срочно вставать на якорь и за прашивать по радио другой буксир — откачивать давшую течь «Мологу». - На мостике угрюмо молчали. Место для разворота против течения и постановки на якорь почти километро вого каравана было, как и большинство здешних мест, никак не подходящим, и нам приходилось во что бы то ни ста ло дотягивать до мало-мальски удобной якорной стоянки. Захаров с дребезгам поставил медные рога машинного телеграфа на «полный вперед». Ответным звоном послушно откликнулась машина. Капитан опять угрюмо заходил по мостику. «Полный вперед» — это было все, что он мог сейчас сделать. Томительно потянулись минуты. Гла за всех на мостике устремлены назад, к «Мологе». Вот тебе и сработали по две с половиной нормы в день... Молчит ка питан, молчат штурманы. Спорить не о чем. Сигнал аварии подбитым крылом бьется на мачте «Молоти». Огромная баржа заметно накрени лась. Еще десяток градусов крена — и закрепленные толстой проволокой ва гоны и цистерны на гладких рельсах могут пойти за борт — на каменистое дно Енисея. Выжидать больше нельзя. Капитан ткнул пальцем в изгиб си ней жилы на лоцманской карте. Не раз вернемся ли здесь? Лицо капитана как будто осунулось за две минуты •— он принял решенье. Отрывистая команда рулевому — и руль положен на борт. «Красноярский рабочий» начинает описывать крутую пенную дугу и при ступает к этому развороту, рискованно му, но неизбежному в нашем положе нии. Захаров, не отрываясь, смотрит на ближний бакен. Он знает циркуляцию своего судна, как взмах собственной руки, — должны бы вроде развернуть ся. А белый бакен уже пляшет на вол не возле самого борта. Километровая связка барж медлительно и неуклюже повторяет маневр буксира. Кажется, обошлось. Иванов, сам стоя на руле, сквозь зу бы ругает мологского шкипера. Захаров уже набрасывает на формен ном бланке текст аварийной радиограм мы. Лицо его все больше мрачнеет — какому капитану приятно подписывать такие бумажки! Уже грохочут отданные якоря. Но из рубки никто не уходит. Еще неизвестно, какой грунт и удержат ли стальные челюсти двух якорей всю армаду? А «Молога» сидит на воде, скособо- ча-сь и словно дразнясь и подчеркивая всем своим креном, что за нерадивого случайного человека отдуваться придет ся всем. Правда, помпы «Красноярского рабочего» достаточно мощны — их хва тит на откачку десятка таких барж, но у нас связаны руки — только цепкие якоря теплохода могут удержать кара ван на месте, а для откачки надо встать борт о борт с «Мологой». Стиснув зубы, стоим на месте. Капи тан на спущенной шлюпке уходит на «Молоту». Река вокруг нас лежит ши роко и пустынно. Но на помощь карава ну приходит радио. 'Наш девятнадцатилетний судовой ра дист Саша Синюшкин становится глав ным действующим лицом всей канитель ной эпопеи с аварией в устье Марчихи— от его умения зависит быстрота связи с диспетчерской пароходства. Надев наушники, Саша сосредоточен но бьет ключом, вызывая город. Аварий ная депеша идет вне всяких очередей и ^установленных сроков переговоров. Сейчас нужнее Саши нет никого на теп лоходе, и в радиорубку к нему — по мещение чуть-чуть побольше обычной кладовки,, плотно забитое всякой гудя щей и щелкающей аппаратурой, —' ни кто, кроме первого штурмана, не захо дит, чтобы не мешать срочному вызову города. Ответ приходит сразу: из Енисейска 9. «Сибирские огни» № 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2