Сибирские огни, 1959, № 8
лет стоит нерушимым памятником неиз вестному русскому плотнику, соперни чая своей неизноеностью с камнем ку печеских особняков... Замначпароходства по радиокоду зо вется ЧЗР. Все телеграммы, подписан ные этими тремя буквами, обсуждению на судне не подлежат и принимаются к беспрекословному исполнению. По последней телеграмме нам следу ет взять в Енисейске еще восемь тыся четонных барж и вести их в Дудинку. «Учалка» воза — процесс достаточно трудоемкий и канительный. «Краснояр ский рабочий» до позднего вечера моло тит воду на Енисейском рейде, форми руя огромный «воз» и стаскивая в кучу всю дюжину барж. И второй и третий штурманы с командой рулевых и мат росов кочуют с баржи на 'баржу, помо гая шкиперам швартоваться и попутно разнося их за весь беспорядок верхних палуб, который так заметан на фоне по чти военной четкости службы на «Крас ноярском рабочем». Над рейдом разносится усиленный радиодинамиком бас диспетчера Миро слава Антоновича Лютницкого, в про шлом военного моряка-черноморца и большого любителя вспомнить флотскую старинку. Вся семья Лютницких речная, жена — бухгалтер пристани, дочь Га лина — инженер-эксплуатационник. Зав тра утром Галина придет в диспетчер скую сменить отца с суточного дежур ства. Но романтика речной службы, кото рая, несмотря ни на что, все-таки суще ствует, нагнала нас и за будничной ра ботой увязки буксирного воза. Гудки повисли над рейдом протяжно и печаль но, и под их траурный салют старень кий двухэтажный колесный пароход прошел мимо Енисейска вниз по реке. ’Зсе на палубах буксиров, лихтеров, барж и рейдовых служебных суденышек поднялись на ноги, и многие сняли шапки. А старый пароход, почти ровесник тех двухколесных громадин, которые в конце прошлого века одновременно на чали плавать по Волге и по Миссисипи, окутанный траурным облакам угольного дыма, медленно шел по рейду на слом в Подтесовский затон. И выглядело это чуть-чуть грустно и трогательно. * * * Мимо пустынных островов и редких поселков стягиваем почти километровую гирлянду барж «в три пыжа и четыре счала» вниз по реке. На горизонте поднимаются горы, по хожие на облака, и облака, похожие на горы. Дремучая тайга по берегам, не от ставая, идет за нами. Вокруг огромное водное пространство и узенький коленчатый фарватер судо вого хода. Опять становится по-летнему жарко, и над теплоходом толчется чер ная копоть мошки, а по ночам по блед ному немеркнущему небу переползают пока еще призрачные блики северного сияния... Наш первый штурман занят подсче том тоннажа каравана. Груз двенадца ти барж весит 14357 тонн. Эту увеси стую цифру надо помножить на 1345 километров до Игарки, получается поч ти 20 миллионов тонна-километров. А у нас есть еще запасец миллиона в пол тора тонна-километров, заработанный от Красноярска до Енисейска, да от Игарки до Дудинки мы на плохой конец наплаваем еще миллионов пять. Правда, и месячный план «Краснояр скому рабочему» спущен в космической цифре — 10 350 ООО тонна-километров, но ведь только четырнадцатое, а все плохое у нас уже за кормой — простой из-за ремонта в Юксеевой, легковесные рейсы и рейсики, порожние пробеги. Те перь впереди ни одной стоянки до са мого низовья. — Глаза страшатся — руки делают. Закон, — веско удостоверяет Иванов и захлопывает вахтенный журнал. ...Встречный сормовский «петушок» с караваном барж словно повис в возду хе на голубой кромке горизонта. Белый и легкий бежит снизу теплоход скорой пассажирской линии. — Ему что — нос прошел, корма проскочит... — задумчиво и посторонне говорит Иванов, вглядываясь в далекий колпачок белого бакена. Тут же дело вито наказывает рулевому: — Только не жмись к нему. — И опять так же за думчиво определяет: — А у нас сей час еще не самый длинный хвост. Бы вает длиной в километр с четвертью и больше. Он записывает в вахтенный журнал время встречи и опять продолжает пре рванный появлением теплохода беско нечный рассказ о военной службе на Тихом океане. По себе знаю —- военное море, флот будут для него светиться всю жизнь. Много хорошего из того, что у него есть, дал Иванову этот суровый, но не забываемый наставник — военный флот... Когда через минуту, франтовато от салютовав флагом, мимо нас проскольз нул белый, как лебедь, теплоход, никто так и не позавидовал ему, не сравнил его с кавалерией, а свой буксир — с ти хоходной, но всерешающей матушкой- пехотой. Завидовать вслух на Енисее не принято. У каждого здесь свои трудности и своя нелегкая работенка. — На буксирном я только капитан, а на пассажирском, кроме того, и ди ректор гостиницы, и старший банщик, я заврестораном, и, пожалуй, даже дежур ный милиционер! — примерно, так шу тил когда-то Петр Георгиевич Бенин, один из опытных капитанов пассажир-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2