Сибирские огни, 1959, № 8

лет стоит нерушимым памятником неиз­ вестному русскому плотнику, соперни­ чая своей неизноеностью с камнем ку­ печеских особняков... Замначпароходства по радиокоду зо­ вется ЧЗР. Все телеграммы, подписан­ ные этими тремя буквами, обсуждению на судне не подлежат и принимаются к беспрекословному исполнению. По последней телеграмме нам следу­ ет взять в Енисейске еще восемь тыся­ четонных барж и вести их в Дудинку. «Учалка» воза — процесс достаточно трудоемкий и канительный. «Краснояр­ ский рабочий» до позднего вечера моло­ тит воду на Енисейском рейде, форми­ руя огромный «воз» и стаскивая в кучу всю дюжину барж. И второй и третий штурманы с командой рулевых и мат­ росов кочуют с баржи на 'баржу, помо­ гая шкиперам швартоваться и попутно разнося их за весь беспорядок верхних палуб, который так заметан на фоне по­ чти военной четкости службы на «Крас­ ноярском рабочем». Над рейдом разносится усиленный радиодинамиком бас диспетчера Миро­ слава Антоновича Лютницкого, в про­ шлом военного моряка-черноморца и большого любителя вспомнить флотскую старинку. Вся семья Лютницких речная, жена — бухгалтер пристани, дочь Га­ лина — инженер-эксплуатационник. Зав­ тра утром Галина придет в диспетчер­ скую сменить отца с суточного дежур­ ства. Но романтика речной службы, кото­ рая, несмотря ни на что, все-таки суще­ ствует, нагнала нас и за будничной ра­ ботой увязки буксирного воза. Гудки повисли над рейдом протяжно и печаль­ но, и под их траурный салют старень­ кий двухэтажный колесный пароход прошел мимо Енисейска вниз по реке. ’Зсе на палубах буксиров, лихтеров, барж и рейдовых служебных суденышек поднялись на ноги, и многие сняли шапки. А старый пароход, почти ровесник тех двухколесных громадин, которые в конце прошлого века одновременно на­ чали плавать по Волге и по Миссисипи, окутанный траурным облакам угольного дыма, медленно шел по рейду на слом в Подтесовский затон. И выглядело это чуть-чуть грустно и трогательно. * * * Мимо пустынных островов и редких поселков стягиваем почти километровую гирлянду барж «в три пыжа и четыре счала» вниз по реке. На горизонте поднимаются горы, по­ хожие на облака, и облака, похожие на горы. Дремучая тайга по берегам, не от­ ставая, идет за нами. Вокруг огромное водное пространство и узенький коленчатый фарватер судо­ вого хода. Опять становится по-летнему жарко, и над теплоходом толчется чер­ ная копоть мошки, а по ночам по блед­ ному немеркнущему небу переползают пока еще призрачные блики северного сияния... Наш первый штурман занят подсче­ том тоннажа каравана. Груз двенадца­ ти барж весит 14357 тонн. Эту увеси­ стую цифру надо помножить на 1345 километров до Игарки, получается поч­ ти 20 миллионов тонна-километров. А у нас есть еще запасец миллиона в пол­ тора тонна-километров, заработанный от Красноярска до Енисейска, да от Игарки до Дудинки мы на плохой конец наплаваем еще миллионов пять. Правда, и месячный план «Краснояр­ скому рабочему» спущен в космической цифре — 10 350 ООО тонна-километров, но ведь только четырнадцатое, а все плохое у нас уже за кормой — простой из-за ремонта в Юксеевой, легковесные рейсы и рейсики, порожние пробеги. Те­ перь впереди ни одной стоянки до са­ мого низовья. — Глаза страшатся — руки делают. Закон, — веско удостоверяет Иванов и захлопывает вахтенный журнал. ...Встречный сормовский «петушок» с караваном барж словно повис в возду­ хе на голубой кромке горизонта. Белый и легкий бежит снизу теплоход скорой пассажирской линии. — Ему что — нос прошел, корма проскочит... — задумчиво и посторонне говорит Иванов, вглядываясь в далекий колпачок белого бакена. Тут же дело­ вито наказывает рулевому: — Только не жмись к нему. — И опять так же за­ думчиво определяет: — А у нас сей­ час еще не самый длинный хвост. Бы­ вает длиной в километр с четвертью и больше. Он записывает в вахтенный журнал время встречи и опять продолжает пре­ рванный появлением теплохода беско­ нечный рассказ о военной службе на Тихом океане. По себе знаю —- военное море, флот будут для него светиться всю жизнь. Много хорошего из того, что у него есть, дал Иванову этот суровый, но не­ забываемый наставник — военный флот... Когда через минуту, франтовато от­ салютовав флагом, мимо нас проскольз­ нул белый, как лебедь, теплоход, никто так и не позавидовал ему, не сравнил его с кавалерией, а свой буксир — с ти­ хоходной, но всерешающей матушкой- пехотой. Завидовать вслух на Енисее не принято. У каждого здесь свои трудности и своя нелегкая работенка. — На буксирном я только капитан, а на пассажирском, кроме того, и ди­ ректор гостиницы, и старший банщик, я заврестораном, и, пожалуй, даже дежур­ ный милиционер! — примерно, так шу­ тил когда-то Петр Георгиевич Бенин, один из опытных капитанов пассажир-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2