Сибирские огни, 1959, № 8
койкой в углу каюты. Все объясняется очень просто — охота пуще неволи, а дня Семену не хватает (на судне недо комплект рулевых), и он перенес трени ровку на ночь. Число разрядников-спортсменов в команде «Красноярского рабочего» да леко не исчерпывается именем одного Сени Гусакова. Его коллега по боксу — тоже второразрядник — Петр Решетни ков. Класс борьбы представлен здесь ди зелистом—практикантом речного учили ща Игорем Агниевым, акробатика—Вик тором Логиновым, рулевым, студентом выпускного курса училища, а легкую атлетику представляет боцман Леша Вдовенко, рослый 18-летний паренек с грудной клеткой природного спортсмена. Леша заслуживает нескольких отдель ных строк. Исстари известно, что верхнепалубная служба на судне видна по тому, как зашнурован чехол на спасательной шлюпке и насколько, начищенная «под чертов глаз», ярится медь иллюминатор- ных ободков. Поняв уже с первых ша гов по палубе «Красноярского рабоче го», что имею дело с судном, добрые флотские традиции которого несомнен ны, я попросил показать мне хозяина всей верхней палубы — боцмана. Боцман корабля... Для нас, военных моряков в прошлом, с этими словами связано представление о фигуре, еще с времен Станюковича ставшей несколько шаблонной. Усы, широченная грудища, на которой аккуратно развешана цепоч ка боцманской дудки, и иерихонский бас, были ее непременными атрибутами. — А я и есть боцман, — простодуш но сознался мой провожатый по верхней палубе, этот самый 18-летний Леша, только год назад окончивший ремеслен ное училище. Рядом с фигурой хотя бы Емельяна Лаврентьевича Костюченко, незабываемого для каждого бывшего авроровца главбоцмана с корабля-леген ды, Леша выглядел еще совсем неопе- рившимся, но... верхняя палуба, весь по рядок на ней за него ручались. Юнец действительно был боцманом. И, дивясь великой творческой силе флотской традиции, я ходил за ним по верхней палубе, поминая добрым сло вом капитана «Красноярского рабочего», сумевшего увидеть в юноше-ремесленни- ке то, что сделало его настоящим боц маном. Так, выдержка, корректность штурма нов, самодельный пантограф, построен ный на спор в часы отдыха, пять чело век спортсменов-разрядников на одном судне, наконец, литературный вечер, проведенный комсомольской организа цией, во время которого в ленуголке был занят каждый стул, еще раз пока зали, насколько далеко шагнул нынеш ний труженик реки от тех старых ска зок, которые о нем еще иногда расска зывают. * * * Енисей, чем дальше на Север, тем становится шире, плавнее течением, вы ше и круче волной. Вот-вот мы начнем пользоваться всякой страховой инвен тарной мелочью, вроде крючков с вну тренней стороны дверей, чтобы, неза крытые, они не хлопали во время кач ки. Однако фарватер местами и здесь еще извилист и тесен совсем не по мо гучему размаху всего зримого водного пространства. ...Бурмакинские камни, словно стадо вылезших на отмель глянцевито-черных тюленей, медленно проходят справа. — Эх, не плеснуть бы по ним хво стом, — озабоченно бормочет Даров- ских и снимает с развилки кронштейна трубку радиотелефона. Мощный репродуктор, перекрывая рев машин, доносит до задней баржи его командирский голос: — На «Селенге»! Идите на нос ров нять «больные»! («Больная» — буксир ная боковая оттяжка, обычно сплетен ная из порванного буксирного троса). Глядя на то, с какой раскачкой под нимаются и выходят на нос баржи шки пер со своими помощниками, Владимир Григорьевич мрачнеет, морщится и на конец выпаливает: — Спроси вот с них. Якоря по тонне, троса в три дюйма, а команды с бору да с сосенки. Идут-то на баржи все больше муж да жена, которым на бере гу дела не нашлось или квартиры не было. Мало настоящих шкиперов. В бинокль отчетливо видна даже ге рань в оконцах шкиперских домиков на кормах задних барж. Там рыжим ви- хорьком носился вокруг какой-то тол-, стой тетки неугомонный песик. Маль чишка в голубой майке разматывал удочки, сидя на кормовом кнехте. Люди на баржах, как видно, жили гораздо спо койнее нашего. Но лицо Владимира Григорьевича продолжало оставаться мрачным. Наблюдая за недружным авра лом на носу «Селенги», второй штур ман вдруг сказал своим обычным тоном человека, не склонного молчать о том, что ему не нравится. — Запомните: самая большая наша трудность не в «наплыве» на порог и даже не в тумане, а в положенья с командами несамоходных судов. Слу чайного человека река не любит. Полутора сутками позже я вспомнил' его слова. * * * На левом берегу открывается скучная1 панорама Енисейска — тяжеловесной купеческой архитектуры дома. Есть ли еще в Красноярском крае такой городок- музей? Рубленная «в лапу» деревянная набережная над Енисеем вторую сотню' i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2