Сибирские огни, 1959, № 8
ощупь, он уже наваливался с кормы, словно под самым ахтерштевнем тепло хода поставили дымовую завесу. Но белые огоньки створа перед кара ваном еще не заволокло, и Иванов, бы стро выйдя из рубки на мостик, реши тельно отыграл ручками машинного телеграфа «полный вперед». Коротко звякнули ответные звонки — машина приняла команду. Сразу сильнее задребезжали стекла и заметнее стал встречный ветерок. Разрозненные клочья белесой мглы уж е вставали перед теплоходом, време нами заслоняя от него створные огни на далеком берегу за речной излучиной. Штурманы посовещались ровно мину ту: делать разворот носом к теченью и становиться на якорь в этом месте было рискованно — щель судового хода шла здесь вполне по-енисейски — извилисто и узко. Оставалось только одно: не схо дя со створа, обогнать туман. Приглушенно ревели дизели внизу, и могучий теплоход, втугую выбрав сталь ной' канат буксира и припав на корму, волок за собой баржи. Все слабее мер цали огоньки впереди. Вот они совсем пропали в мареве сдвигающейся мглы и опять вспыхнули уже чуть-чуть левее, разошедшиеся в стороны, словно обо рванное многоточье. — Вправо не ходи! — тут же раз дается окрик Иванова. — Есть вправо не ходи! — виновато откликается рулевой. И опять только рев дизелей да огром ное напряжение, чувствующееся в каж дой балке буксира, — полторы тысячи наших «коней» все убыстряют разбег. Огоньки барж где-то далеко за кор мой, уже не видны с мостика. Туман накрыл их. Но мы самым полным ходом пропары ваем последние клочья редеющей заве сы и сбавляем скорость: уже видно красный огонь свального бакена, а за ним мерцает двоеточье следующего створа. Излучина пройдена, река течет здесь точно на север, и все усиливающийся встречный ветер становится нашим по мощником, разнося туман. Тарахтит спичечный коробок, и все три штурмана прикуривают от одной спички — крас неть перед капитаном им не придется. Рейс идет по графику. ...Они — все трое — очень разные. Коренастый русоволосый Иванов, не смотря на золотые «дубы» над козырь ком, сохранял в своем облике и в по вадках что-то от исправного флотского старшины или цехового комсорга дав них времен. Он умеет поговорить на собрании, но не злоупотребляет этим умением. Однако профоргом буксира его выбрали единодушно. У Даровских — реденькие «нахимов ские» усики, черные волосы, черные глаза. «Начало реки» он не помнит, — пятилетнего Володю капитан-отец при вел на корабль, которым тогда коман довал, и эта детская экскурсия навсег да предопределила судьбу Даровских- сына. Острые поля флотской фуражки с белым кантом, тонкие брови, тонкий нос с едва выступающей горбинкой и голу бые глаза Анатолия Станковского ка жутся мне давно знакомыми — столь типичны в свое время были точно такие юноши в мичманских и в лейтенантских погонах на протяжении всех наших вод ных границ от Кронштадта до Владиво стока. Но Станковский, надевающий флотский китель только при сходе на берег, терпеть не может высокопарных фраз о так называемой романтике вод ной службы. — Это все красивые слова для мла денцев, окончивших десятилетку и не знающих жизни, а что вот делать чело веку, если ему на самом деле полюби лась эта чертовски трудная работа? — с оттенком легкого юмора спрашивал он меня чуть ли не в первый вечер наше го знакомства. Но то общее, что, кроме пристрастно го отношения к своей профессии, родни ло трех этих совершенно различных молодых людей, оказалось для меня, пожалуй, несколько неожиданным. Среди тяжелых стальных тросов, иногда обрываемых неловким рывком буксира, в соседстве с огромными бар жами, докричаться до которых может только мощный радиорепродуктор, так шумят дизели и вода за кормой, люди на мостике говорили друг с другом под черкнуто спокойно. Вероятно, здесь уже сыграла свою роль давняя традиция кают-компании «Красноярского рабочего», привитая в свое время стариком капитаном Мутови- ным, теперь ушедшим на пенсию, и очень ревниво оберегаемая нынешним капитаном. Войти в эту небольшую, но сверкаю щую чистотой и надраенной медью кают-компанию во время обеда и не по желать обедающим приятного аппетита покажется здесь таким же странным, как и обратиться к товарищу по слу жебному делу не на «вы» и не по имени- отчеству или не ответить на его привет ствие. Спокойная вежливость эта не ис ключала ни юмора, ни веселой шутли вости тона. — На вашу душу Предивенский пе рекат, Анатолий Михайлович, — можно услышать в штурманской рубке даже при сдаче очередной вахты, то есть в минуту сугубо официальную. Или: — Разрешите вам передать Мельнич ные камни, Владимир Григорьевич... Однако, чистый подворотничок и кор ректность в обращении с товарищами и подчиненными прекрасно уживаются здесь с доподлинными рабочими навыка ми, белоручек среди штурманов и меха ников «Красноярского рабочего» вы не встретите. Например, нет ни одной та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2