Сибирские огни, 1959, № 8
Н и к о л а й Ма м и н ОБЫЧНЫЙ РЕЙС Очерк Первую чайку мы встретили еще в Красноярском порту, и появление ее- здесь, возле гранитного парапета речно го вокзала, могло показаться символич ным: недалек день, когда Красноярск станет портом многих морей. Однако сегодня от него до Игарки, первого действительно морского порта, тоже еще порядком удаленного от боль шой открытой воды, почти две тысячи километров, а для каравана тяжело гру женных барж — целая неделя пути при самых благоприятных условиях. Наш огромный, полуморской буксир «Красноярский рабочий», тащивший за собой четыре баржи, когда-то пред назначался для нужд Карской экспеди ции. Он был своего рода мостиком меж ду вчерашним и завтрашним днем реки. Построенный по чертежам советских инженеров в Германии, он совместил в себе, кроме полутора тысяч сил перво классных дизелей, мощных буксирных приспособлений и возможности трехме сячного автономного плавания, еще и все житейские удобства для экипажа. ...В штурманской рубке пахло машин ным маслом, нагретой медью, линолеу мом и табаком — извечным запахом всех судовых штурманских рубок. Стоило рулевому чуть двинуть рукой, перекладывая игрушечное колесо штур- вальчика, как рулевая машина просыпа лась, передавая легчайшее усилие чело веческой руки штуртросам и огромному рулю. Где-то глубоко внизу мерно билось могучее сердце теплохода. Река к ночи стала широкой и синей, совсем как море, и черно-желтые раз- латые баржи у нас за кормой, высоко груженные свежим тесом, казались па русными казачьими стругами из давне го прошлого Сибири. В сумерках все на реке стало чуть-чуть фантастическим и тревожным. От Галанина плыть пришлось без ка питана, сошедшего на берег навестить тяжелобольного отца и потом на автобу се нагнавшего караван в Енисейске. ...Они стояли рядом в темной штур манской рубке у открытого ветрового стекла и переговаривались короткими скупыми фразами, не касаясь главного. Пусть приказ о временном замещении капитана написан на одного Иванова, но и Даровских, второй помощник, не из тех речников, которые относятся к таким делам только по букве приказа — морально за проводку судна отвечал сейчас весь штурманский коллектив. Кроме всего, и Владимир Иванов и Владимир Даровских еще мальчишками жили в одном дворе, учились в одном классе и сидели за одной партой. Спрашивается, как же Даровских мог бы спокойно спать сейчас на теплой постели, когда Иванов, до боли напрягая зренье, всматривается в темные дали реки? Из-за ближнего хребта выкатилась багровая, чуть-чуть приплюснутая ре фракцией луна, а огоньки далекого ство ра, по которому шел теплоход, вдруг померкли, заволакиваясь белесой дым кой, словно река запарила. — Успеем, Владимир Максимыч? — спросил второй штурман. — Надо успеть, Владимир Гри- горьич! —• в тон ему отрезал первый. Скрипнула стеклянная дверь, и вошед ший, неразличимый в кромешной тьме рубки, спросил голосом Анатолия Стан- ковского, третьего штурмана. — Значит, не зря поручни с вечера мокрые были? 'Вахта Анатолия Михайловича — обычно совпадающая с капитанской — начнется только часа через полтора, но> разве усидишь сейчас в своей каюте, когда туман вот-вот накроет судно? Густой, казалось, осязаемый на.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2