Сибирские огни, 1959, № 7

материальные возможности для ее во­ площения в действительность. Героиче­ ский труд строителей нового города поднялся на более высокую ступень, ро­ мантика созидания и освоения природ­ ных богатств приобрела новые более бо­ гатые формы. Наиболее характерным примером гра­ достроительства наших дней будет, по­ жалуй, возникновение и развитие Ан­ гарска, нового города, создаваемого на берегу Китоя, недалеко от впадения его в Ангару. Промышленной основой для возникновения Ангарска явилось строи­ тельство крупного нефтеперегонного за­ вода, первого в Прибайкалье. Об основ­ ных этапах строительства Ангарска, о принципах его планировки и застрой­ ки рассказывает книга В. И. Павлючен­ ко «Ангарск»1. На первый взгляд, эта книга, имею­ щая гриф Института теории и истории архитектуры и строительной техники, может показаться рассчитанной на спе­ циального читателя. К тому же, если чи­ татель неспециалист познакомится с издательской аннотацией книги, поме­ щенной на обороте титульного листа, су­ хой и скучной, то он уже наверняка от­ ложит в сторону... А жаль! Книга Павлюченко, написанная про­ сто и построенная безыскусно, читается с неослабеваемьгм интересом от первой страницы до последней. Шаг за шагом в ней раскрывается история строитель­ ства Ангарска, поиски лучших вариан­ тов застройки города, борьба строителей за осуществление ведущего принципа советского градостроительства — забо­ ты об удовлетворении непрерывно воз­ растающих материальных и культурных запросов советских людей. Строительство Ангарска — не толь­ ко сооружение нового типа города, это своего рода гигантская лаборатория, в которой на практике проверяются мно­ гие новые принципы строительства го­ родов, разработанные советскими архи­ текторами. Мы привыкли, например, на месте будущего города видеть сначала хаос строительных площадок, скверные доро­ ги, грязь, горы мусора и хлама, времен­ ные бараки... Ангарск этого не знает. Строительство очередного квартала на­ чинается с прекрасного асфальтирован­ ного шоссе — будущей улицы города. Оно прокладывается среди зеленой тай­ ги, от него идут внутриквартальные межуличные проезды, к нему подводят­ ся все коммуникации. После этого начи­ наются общестроительные работы, а за­ тем и отделка зданий. Все эти процес­ сы предельно механизированы. В корот­ кий срок вырастает новый квартал ново­ го города. «Группы домов образуют здесь в меру самостоятельные и в то же время связанные между собой дворы. 1 В. И. Павлюченко. Ангарск . М. Стройиз- дат, 1958, 112 стр. Они включают игровые и спортивные площадки для детей и взрослого насе­ ления, а также массивы богатой расти­ тельности тайги. Дворы здесь простор­ ны, в них много воздуха, солнечного света и зелени». Много интересного и поучительного узнаешь из этой книги об Ангарске, го­ роде своеобразной красоты, городе, в котором советские архитекторы сумели сочетать поточное строительство по ти­ повым проектам с приемами свободной пейзажной планировки. «Новые стиле­ вые качества городского ансамбля воз­ никли здесь благодаря творческому ос­ воению, казалось бы, самых обычных средств выразительности... На улицах и в кварталах Ангарска, где все доступно лучам солнца и омыто потоками чистого воздуха, дышится особенно легко. Здесь всегда чувствуется архитектурно организованный простор. Природа яв­ ляется здесь важным элементом архи­ тектуры; красоту зданий подчеркивает их зеленое обрамление». Конечно, не все еще в процессе соз­ дания нового города идет гладко, есть и шероховатости и ошибки. Павлюченко не скрывает их. Эти недостатки преодо­ леваются в ходе строительства. Строительство города не закончено. В ближайшие шесть-семь лет будет ос­ воена новая территория в 190 гектаров. К концу 1960 года Ангарск превратит­ ся в крупный город с населением око­ ло 200 тысяч человек. Среди улиц Ангарска есть одна, не похожая на остальные. Она идет не пря­ мо, а с прихотливыми изгибами, они не оправданы ни планом города, ни осо­ бенностями застройки... Улица точно сохраняет направление старого Москов­ ского тракта, страдного каторжного пути, по которому шли в прошлом мно­ гие лучшие сыны нашей страны. Архи­ текторы Ангарска намеренно сохранили в неприкосновенности, как реликвию, этот кусок старинного тракта и назвали улицу Московской. Это, пожалуй, един­ ственная в мире улица-памятник. Она всегда будет напоминать будущим поко­ лениям Ангарска о минувших временах, о великой борьбе за светлое будущее, реальным воплощением которого может служить этот город, волшебно возник­ ший в Прибайкальской тайге. К О Р О Т К О О К Н И Г А Х Увачан В . Н . П ер ех о д к соци али зм у малых нар одов С евера . М., Госполитиз- дат, 1958. 183 с. История развития экономики и куль­ туры малых народов Севера за годы Со­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2