Сибирские огни, 1959, № 7
материальные возможности для ее во площения в действительность. Героиче ский труд строителей нового города поднялся на более высокую ступень, ро мантика созидания и освоения природ ных богатств приобрела новые более бо гатые формы. Наиболее характерным примером гра достроительства наших дней будет, по жалуй, возникновение и развитие Ан гарска, нового города, создаваемого на берегу Китоя, недалеко от впадения его в Ангару. Промышленной основой для возникновения Ангарска явилось строи тельство крупного нефтеперегонного за вода, первого в Прибайкалье. Об основ ных этапах строительства Ангарска, о принципах его планировки и застрой ки рассказывает книга В. И. Павлючен ко «Ангарск»1. На первый взгляд, эта книга, имею щая гриф Института теории и истории архитектуры и строительной техники, может показаться рассчитанной на спе циального читателя. К тому же, если чи татель неспециалист познакомится с издательской аннотацией книги, поме щенной на обороте титульного листа, су хой и скучной, то он уже наверняка от ложит в сторону... А жаль! Книга Павлюченко, написанная про сто и построенная безыскусно, читается с неослабеваемьгм интересом от первой страницы до последней. Шаг за шагом в ней раскрывается история строитель ства Ангарска, поиски лучших вариан тов застройки города, борьба строителей за осуществление ведущего принципа советского градостроительства — забо ты об удовлетворении непрерывно воз растающих материальных и культурных запросов советских людей. Строительство Ангарска — не толь ко сооружение нового типа города, это своего рода гигантская лаборатория, в которой на практике проверяются мно гие новые принципы строительства го родов, разработанные советскими архи текторами. Мы привыкли, например, на месте будущего города видеть сначала хаос строительных площадок, скверные доро ги, грязь, горы мусора и хлама, времен ные бараки... Ангарск этого не знает. Строительство очередного квартала на чинается с прекрасного асфальтирован ного шоссе — будущей улицы города. Оно прокладывается среди зеленой тай ги, от него идут внутриквартальные межуличные проезды, к нему подводят ся все коммуникации. После этого начи наются общестроительные работы, а за тем и отделка зданий. Все эти процес сы предельно механизированы. В корот кий срок вырастает новый квартал ново го города. «Группы домов образуют здесь в меру самостоятельные и в то же время связанные между собой дворы. 1 В. И. Павлюченко. Ангарск . М. Стройиз- дат, 1958, 112 стр. Они включают игровые и спортивные площадки для детей и взрослого насе ления, а также массивы богатой расти тельности тайги. Дворы здесь простор ны, в них много воздуха, солнечного света и зелени». Много интересного и поучительного узнаешь из этой книги об Ангарске, го роде своеобразной красоты, городе, в котором советские архитекторы сумели сочетать поточное строительство по ти повым проектам с приемами свободной пейзажной планировки. «Новые стиле вые качества городского ансамбля воз никли здесь благодаря творческому ос воению, казалось бы, самых обычных средств выразительности... На улицах и в кварталах Ангарска, где все доступно лучам солнца и омыто потоками чистого воздуха, дышится особенно легко. Здесь всегда чувствуется архитектурно организованный простор. Природа яв ляется здесь важным элементом архи тектуры; красоту зданий подчеркивает их зеленое обрамление». Конечно, не все еще в процессе соз дания нового города идет гладко, есть и шероховатости и ошибки. Павлюченко не скрывает их. Эти недостатки преодо леваются в ходе строительства. Строительство города не закончено. В ближайшие шесть-семь лет будет ос воена новая территория в 190 гектаров. К концу 1960 года Ангарск превратит ся в крупный город с населением око ло 200 тысяч человек. Среди улиц Ангарска есть одна, не похожая на остальные. Она идет не пря мо, а с прихотливыми изгибами, они не оправданы ни планом города, ни осо бенностями застройки... Улица точно сохраняет направление старого Москов ского тракта, страдного каторжного пути, по которому шли в прошлом мно гие лучшие сыны нашей страны. Архи текторы Ангарска намеренно сохранили в неприкосновенности, как реликвию, этот кусок старинного тракта и назвали улицу Московской. Это, пожалуй, един ственная в мире улица-памятник. Она всегда будет напоминать будущим поко лениям Ангарска о минувших временах, о великой борьбе за светлое будущее, реальным воплощением которого может служить этот город, волшебно возник ший в Прибайкальской тайге. К О Р О Т К О О К Н И Г А Х Увачан В . Н . П ер ех о д к соци али зм у малых нар одов С евера . М., Госполитиз- дат, 1958. 183 с. История развития экономики и куль туры малых народов Севера за годы Со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2